Нестандартное собеседование
13.03.2008 255 О том, что к собеседованию непременно нужно готовиться, знают все. Имея некоторый опыт с отрицательным результатом, я попыталась извлечь из него поучительные уроки. Провела анализ и сделала выводы. Ознакомилась с многочисленными советами, чтобы в последующем не попадать впросак, когда работодатель задаст нестандартный вопрос, наподобие не сходящего с интернетовских страниц: «Как измерить высоту небоскреба с помощью барометра?»
И хотя консультанты дружно советуют отвечать остроумным экспромтом, на худой конец, говорить правду, я вспоминаю о своей первой специальности авиационного инженера и понимаю, что это не совсем верно.
Размышляя над конструкцией этого фантастического прибора, я решила, что отвечать на нестандартные вопросы буду так, как подсказывает интуиция, поскольку подготовиться к ним, по большому счету, невозможно.
В назначенный час я, вооруженная всеми возможными методиками, для пущего спокойствия прочитав «Гид для ищущих работу», «Азбуку взглядов», ознакомившись с техникой невербального общения и советами Карнеги, отправилась в офис.
Старое на вид здание пряталось в тени деревьев. Внутри офис был отделан по последним технологиям, которые у нас почему-то принято именовать европейскими. Я приосанилась и уверенно направилась в комнату под номером семь. Но, приоткрыв дверь, поняла, что ошиблась: в аудитории шло совещание. За овальным столом сидели озабоченные сотрудники и, отчаянно жестикулируя, пытались найти решение неведомой проблемы. Я тут же закрыла дверь, ожесточенный спор на время притих, раздались шаги, и приятный пожилой мужчина пригласил меня войти.
– Наш главный специалист по кадрам предупреждала, что должна прийти на собеседование новая сотрудница. К сожалению, ей пришлось срочно уехать, поэтому посидите здесь, а после совещания я с вами побеседую, – пообещал он.
Я неуверенно присела к столу. В первые минуты моего пребывания на совещании всплыло ощущение, знакомое с детства. Мама, занятая на работе, приводила свое чадо к стоматологу и убегала. Поскольку я упрямо отказывалась садиться в специальное кресло, меня сажали на кушетку «отдохнуть и набраться смелости», пока обслужат других пациентов. Через час такого отдыха и наблюдения за происходящим вызывали маму: я не соглашалась сдвинуться с места.
– Может быть, не стоило заходить? Надо же, как не вовремя! – расстраивалась я. Между тем, разговор за столом возобновился. Активно обсуждались текущие дела предстоящего дня: кому и с кем связаться, что выяснить и когда же, наконец, закончатся ошибки в сопроводительных документах.
Спустя четверть часа совещание закончилось, и я осталась наедине с руководителем.
– О нашей организации много говорить не буду, – заявил директор. – Надеюсь, первое впечатление у вас сложилось верное – у нас не скучно. И для нашей работы важны правильно оформленные документы, а значит…
– Надо быть внимательной и аккуратной, – продолжила я.
– Верно. Поэтому я задам вам первый вопрос: как звали сотрудников, которые были на совещании?
Задание показалось легким: у меня прекрасная память на лица, и я люблю размышлять, подходит ли человеку его имя.
– Хорошо, – похвалил меня руководитель, когда имена сотрудников были названы.– Ну, а как вы относитесь к экстремальным видам спорта – прыжкам с парашютом, например?
– Прыгну только в случае крайней необходимости.
– Тогда почему авиационный институт? – спросил директор, пробегая глазами строчки резюме.
– С детства мечтала стать космонавтом, дружила с математикой, – постаралась быть лаконичной я.
Директор улыбнулся, повертел в руках карандаш и предложил схематично изобразить структуру предприятия, где я работала раньше. Далее нужно было оценить эффективность каждого подразделения и высказать предложение относительно того, как можно оптимизировать работу, исключив лишние звенья.
Незаметно пролетело время. Честно говоря, я забыла, что нахожусь на собеседовании и впереди у меня еще тесты, вопросы HR-менеджера…
– Завтра выходите на работу, испытательный срок – месяц, все кадровые формальности оформим потом, мне важно увидеть вас в деле, – резюмировал директор.
И тут меня осенило. А заработная плата? В голове стройной цепочкой выстроились советы западного консультанта Джеймса Пауэлла.
– Я хотела бы обсудить размер заработной платы, когда вы… мы… будем уверены, что я подхожу для вакантной позиции, – запинаясь, процитировала я первую из пришедших в голову формулировок.
Директор улыбнулся.
– Заработная плата будет достойной, все будет соответствовать тому, что указано в нашем объявлении.
Издание "Работа+Карьера"