Вопрос ребром
Когда экономисты фирмы пытаются «поставить» такой план, который никогда не выполнишь и, следовательно, никакой премии не получишь. Когда «промах» всего отдела пытаются спихнуть на одного сотрудника, сделав последнего «козлом отпущения», и влепить ему выговор. Когда решается вопрос о сокращении штата… Как остаться равнодушным в таких ситуациях?..
Если на мирном положении коллектив делится на группы только для того, чтобы вместе ходить обедать, то в острых ситуациях деление коллектива на группы становится намного более чётким.
Одни (те, кто похрабрее) идут к начальству что-то доказывать, другие (те, кто поосторожнее) обсуждают сложившуюся ситуацию по углам. А третьи… Третьи делают вид, что вокруг решительно ничего не происходит. И обсуждать, кроме купленных Аллочкой сапог, собственно нечего…
С презрением
- Мне всегда было непонятно, как можно сохранять нейтралитет, оставаться в стороне от проблем, ведь это означает не выражать вообще никакой точки зрения, - говорит Света. - Когда человек целиком и полностью сам по себе, работает, никому не сочувствуя и никого не поддерживая, у меня он не вызывает никаких чувств, кроме презрения. Презрения за трусость, за то, что «собственная шкура» для него важнее всего и ему по большому счёту наплевать на то, что не перезаключённые вовремя договоры – это вина не только вашей общей коллеги Кати, но и менеджера, и начальника отдела. А ещё ты прекрасно понимаешь, что такой человек никогда не поддержит и тем более не вступится за тебя.
«Нейтралитет сохраняют только эгоисты»
- Я считаю, что нейтралитет сохраняют только эгоисты – люди, не просто не готовые кому-то помочь в сложной ситуации, но от которых нельзя ожидать даже элементарной поддержки, - говорит Ира. – Я же никогда не могу быть в стороне. Наверное, во мне еще очень живо чувство коллективизма. В прошлом активистка профсоюза работников легкой промышленности, я до сих пор защищаю коллег перед начальством. Ведь по-другому уже не могу. Я привыкла не молчать, если вижу несправедливое отношение. Не могу оставаться в стороне. Хотя, вместе с тем, прекрасно понимаю, что отношение ко мне руководства от этого не становится лучше. Кстати, это касается не только работы. Я всегда вмешиваюсь, если вижу, что мальчишку на улице бьёт компания. Кричу, что вызываю милицию. У меня такая жизненная позиция.
В нейтралитете – наша слабость
- В нейтралитете – слабость команды, - говорит Таня. – Ведь если спорить с начальником будет один человек, а остальные будут оставаться в стороне, толку от этого не будет. Этого самого «смельчака» уволят или не продлят с ним контракт. Но если к руководству пойдёт весь отдел, всех не уволят. В этом сила – объединиться и добиться восстановления справедливости.
Для новичков и одиночек
- По-моему, нейтралитет на работе сохраняет только две категории людей. Во-первых, это новички. Их нейтралитет длится довольно короткое время, пока сотрудник не определится с кругом общения в коллективе. Поработав некоторое время, новичок примыкает к одной из сложившихся в офисе групп. Во-вторых, нейтралитет сохраняют люди-одиночки. Они ни с кем на работе не дружат, поэтому никому особо не симпатизируют и не сочувствуют. Отсутствие данных чувств приводит к тому, что у одиночки нет ярко выраженной потребности кого-то защищать, за кого-то вступаться… К счастью, людей-одиночек не так много.
Выгодная позиция
- А по-моему, сохранять нейтралитет и ни во что не вмешиваться - это самая выгодная позиция, - рассуждает Лена. – Во-первых, «восстановление справедливости» всегда проводится в чьих-то интересах. Зачастую оно сводится к разборкам из-за перераспределения должностных обязанностей. Одни ходят к руководству, жалуясь, что у них много работы, и просят часть работы переложить на других. Вслед за ними к начальнику идут те, на кого пытаются переложить часть работы, обвиняя первых, что тем, мол, лишь бы ничего не делать. Во-вторых, если очень тесно примыкаешь к одной из тусовок, то работать просто некогда. Все кругом заняты перемыванием косточек друг друга и повальной слежкой: кто что кому про кого сказал. В-третьих, необходимость постоянно вникать в чьи-то проблемы очень утомляет. Работа - это не кружок по интересам и не собрание у психоаналитика, чтобы постоянно кого-то утешать. В конце концов, если работника что-то очень сильно не устраивает, никто ведь не держит. Нужно искать другую работу, где «меньше любимчиков, сплетен и интриг».
Люди-тени
- У нас на работе есть такая Леди-Нейтралитет, - рассказывает Виолетта. - Катя будто не замечает ничего, что происходит вокруг. Работу свою она делает спокойно, без лишних эмоций. А чтобы обсудить личные дела по телефону, всегда выходит далеко за пределы кабинета. С другой стороны, мы, остальные коллеги, тоже её не замечаем. Что есть Катя в кабинете, что её нет – всё равно. Мы твёрдо уверены: даже если случайно «ляпнем» что-нибудь «крамольное» в её присутствии, рассказать об этом Кате всё равно будет некому, ведь она ни с кем не общается.
Как относиться к людям-теням? С пониманием, презрением или равнодушием? В конце концов, какая разница?.. По-моему, лишь бы вы сами к ним не относились…
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».