Новая должность – как сохранить коллектив
14.11.2007 198 Каждый солдат хочет стать генералом, а каждый работник – получить повышение и продвинуться по карьерной лестнице. И вот желание сбылось – вы получили повышение и теперь вас ждет новая должность в старом коллективе. Новые обязанности, новые отношения… Что следует делать и как себя вести? Каких ошибок можно избежать? Рассказывает Якушева Евгения, психолог, один из учредителей «Школы лидера».
- Евгения, скажите, пожалуйста, в чем особенности получения новой должности с психологической точки зрения?
- Основная особенность заключается в том, что человек, находясь в прежнем коллективе, получает новые права и обязанности и не всегда может избежать ошибок в отношении с коллегами. То есть, по сути, ему приходится в какой-то мере перечеркивать старые отношения и строить новые. Плюс следует помнить, что сам коллектив не сразу может адекватно среагировать на изменения и вместо начальника все еще видят в нем коллегу. Как следствие возникают проблемы с субординацией и подчинением, которые, если их не разрешить сразу, могут оказать негативное воздействие на общую трудоспособность.
- И как следует вести себя, оказавшись в прежнем коллективе на новой должности?
- Прежде всего, не предпринимать кардинальных изменений – нужно дать людям привыкнуть к вашему новому статусу. В тоже время нужно дать им понять, что прежние отношения не дают им права на вольности – теперь вы ответственны не только за свою работу, но и за их. Как правило, в любом случае на первых порах возникает сопротивление – то ли со стороны бывшего коллеги, который также претендовал на эту же должность, или же просто со стороны еще не адаптировавшихся сотрудников. Поэтому главное – найти компромисс и наладить новые отношения как можно скорее: долгий конфликт может перерасти в холодную войну и вызвать большие проблемы. Чем быстрее будет восстановлено равновесие, тем лучше. Кроме того, следует быть готовым к тому, что некоторые сотрудники захотят воспользоваться вашим положением, вернее, бывшим положением равного и требовать на основе этого каких-то льгот и преимуществ. Это стоит мягко, но категорично пресекать, потому что иначе авторитет, который только создается, может быть разрушен. Ну и, конечно, следует принять как данность тот факт, что прежние отношения с коллективом уже не вернуть.
- Скажите, а чего стоит избегать, оказавшись в таком положении?
- Во-первых, недопустимо пользоваться своим новым положением для того, чтобы решать какие-то личные проблемы, и использовать его как оружие в прошлых конфликтах. Действуя таким образом, человек не только показывает себя с негативной стороны, но и вызывает недовольство коллектива, что может иметь нежелательные, даже опасные последствия. Следует быть объективным и беспристрастным вдвойне. Во-вторых, не следует резко отдаляться от коллектива, показывая тем самым свое превосходство – опять-таки это негативно сказывается на отношении коллектива и подрывает авторитет. Нужно максимально мягко относится к коллективу, не допуская при этом манипулирования собой – это очень сложно, однако возможно.
- И все-таки, что следует предпринять с самого начала?
- Я бы предложила сначала переговорить с коллективом, рассказать, что, несмотря на то что вы получили новую должность, вы все еще такой же член этого коллектива, однако теперь несете большую ответственность. Попытаться не отдаляться, а сохранить минимально допустимую дистанцию – общаться с коллегами, быть в курсе их дел, например, иногда вместе обедать или выбираться на совместные мероприятия. Если резко переключится на новую должность, есть опасность того, что коллегии посчитают, что вы просто зазнались, и будут относиться к вам соответственно – как к равному, которого они не уважают.
А в данном случае нужно стремиться, чтобы отношение было все же с уважением к новому статусу. Ну и еще, конечно же, необходимо более пристальное внимание к себе – теперь высказывание любых личных предпочтений может носить негативный характер для репутации. Нужны максимальный профессионализм и объективность, особенно при возникновении каких-либо конфликтных ситуаций внутри коллектива – все личное теперь придется оставить в стороне. И еще одно, скорее, пожелание – постарайтесь стать, прежде всего, мудрым и человечным профессионалом, который сможет заслужить уважение коллектива и сохранить в нем дружественную атмосферу.
Издание "Работа+Карьера"