Первое, к чему должен быть готов абитуриент, – то, что письменный экзамен длится 4–5 часов. Количество времени довольно значительное, но зачастую абитуриент не в состоянии правильно им распорядится, что, не в последнюю очередь, является причиной неудачи. Одно из главных условий контроля над временем – наличие часов. Запомните: если вы уже потратили на решение задачи 40 мин., а ответ еще не намечается, то следует оставить эту задачу.
Выполните сначала все остальные задачи, а затем вернитесь к оставленной. Однако, следует предостеречь: распоряжаться временем – это вовсе не значит его экономить. Иногда просто необходимо длительное время подумать, чтобы вникнуть в суть задачи. Отсюда правило: не делайте быстро – делайте правильно! Ведь получение правильных решений и есть ваша цель на экзамене.
Несколько слов о важности ручки на экзамене. Ручки – это ваше главное орудие производства! Прежде всего, вы должны иметь при себе несколько ручек, желательно одного цвета, хорошо пишущих. Во избежание лишних проблем не следует брать абсолютно новые ручки. Желательно иметь на экзамене также простой карандаш с маленькой резинкой для построения чертежей и схем. Весьма полезными могут оказаться калькулятор и логарифмическая линейка, если конечно, вы умеете ею пользоваться для вычислений, а не только для проведения прямых линий.
Что касается одежды и обуви, то, прежде всего, они должны быть удобными. Рекомендуем выбирать одежду, имеющую карманы, чтобы положить туда документы (паспорт, экзаменационный лист), ручки, линейку, очки и прочие принадлежности.
День экзамена
Прежде чем выйти из дома, проверьте, все ли вы взяли с собой. Выходить следует с таким расчетом, чтобы оказаться на месте минут за 10–15 до начала экзамена. Выбирать место надо так, чтобы было видно часы (если таковые имеются в аудитории), доска и стол экзаменаторов. Если аудитория имеет вид амфитеатра, то не следует забираться на самый верх, так как там бывает очень душно уже к середине, а особенно, к концу экзамена.
Не стоит садиться и слишком близко к столу экзаменаторов, так как их разговоры между собой во время экзамена будут отвлекать ваше внимание. Постарайтесь выбрать место поближе к проходу между рядами, чтобы в случае необходимости вы смогли подозвать к себе одного из экзаменаторов и задать ему вопрос.
Возможность обратиться к экзаменатору с вопросом во время письменного экзамена предусмотрена правилами, но многие абитуриенты об этом даже не знают. Однако, не стоит задавать вопросы слишком часто. Чтобы привлечь к себе внимание экзаменатора, достаточно поднять руку, не вставая с места.
Внимательно слушайте порядок проведения экзамена. Затем вам раздадут специальные экзаменационные листы для черновика и чистовика, которые необходимо подписать в соответствии с указаниями экзаменаторов. Когда выдадут экзаменационный вариант, не начинайте сразу решать все подряд. Для начала просто прочитайте все задания, после чего оцените степень сложности лично для вас каждого из них.
Расставьте задания в порядке возрастания сложности и выпишите их номера в отдельную строку. Руководствуйтесь на экзамене правилом: от простого к сложному. Каждый раз решайте ту задачу, которая из оставшихся кажется вам наиболее простой.
Приступая к решению задачи, отмечайте час начала работы (например: “задача 5, 10.48”), чтобы вы могли проконтролировать затраченное на решение время. Сначала решите задачу на черновике, перепишите решение на чистовик, и только после этого приступайте к решению следующей задачи.
Если вы выполнили все задания и ответы обвели в рамку, все проверили, а до конца экзамена осталось еще время, не спешите сдавать работу. Если вы уйдете с экзамена раньше, до его официального завершения, а в работе окажется какая-либо неточность (или даже ошибка), то вы лишите себя шанса выявить ее и исправить. Отсюда еще одно правило: сдавайте свою работу в числе последних.
Важно знать: абитуриент имеет право после оглашения оценок за письменный экзамен ознакомиться со своей проверенной работой. Однако, имейте в виду, что подобная процедура в каждом вузе своя.
О шпаргалках...
О них следовало бы поговорить, так как велико число лиц, надеющихся на шпаргалку, велики силы и энергия, направляемые на их изготовление. Конечно, нет официальной статистики о количестве абитуриентов, идущих на экзамен со шпаргалками. Однако, по неофициальным сведениям, можно предположить, что до 50 % от общего количества поступающих имеют при себе шпаргалки. Но не у всех на экзамене возникает необходимость ими воспользоваться.
Многие утверждают, что шпаргалка в кармане повышает уверенность в собственных силах, уменьшая тем самым волнение на экзамене, то есть оказывает на абитуриента психотерапевтический эффект. Итак, если наличие шпаргалки помогает вам унять волнение, страх, то конечно же можно иметь при себе листок с нужными формулами. Однако, лучше всего поможет не потерять самообладание на экзамене, конечно же, тщательная подготовка и прочные знания.
Устный экзамен
Устный экзамен отличается от письменного. Так, на итоговую оценку во время непосредственного контакта с экзаменатором значительно могут влиять личностные факторы: темперамент, общая культурность, способность вести беседу, наконец, личное обаяние абитуриента. Для всех очевидно, что на устном экзамене придется говорить.
Но сложность оказывается в том, что абитуриент зачастую не готов слушать и понимать попутные вопросы и замечания экзаменатора. Часто неправильное поведение абитуриента на экзамене усиливает отрицательное впечатление от ответа.
Порядок проведения устного экзамена
Обычно устный экзамен проводится в небольшой аудитории, в которую впускают абитуриентов, как правило, по 5–6 человек. Один (два) при этом отвечает, а остальные готовятся к ответу. Когда вы войдете в аудиторию, следует представиться, после чего вам предложат тянуть билет.
Необходимо назвать его номер. Делайте все уверенно, так как впечатление о вас у экзаменаторов формируется на 80 % в начальной стадии экзамена, когда вы входите и берете билет!
После того, как вы взяли билет и получили специальную бумагу, у вас есть время для подготовки к ответу (обычно от 40 мин. до 1,5 часа). Прежде чем начинать что-либо писать, следует внимательно прочитать весь билет.
На бумаге лучше всего составить полный и удобный для вас план конспект ответа. Ваши записи очень важны, так как в случае вашего несогласия с экзаменационной оценкой именно они служат официальным юридическим документом для апелляционной комиссии.
Апелляционная комиссия может лишь изучить материалы вашего дела, касающиеся экзамена, но не имеет полномочий опрашивать вас дополнительно. Поэтому в ваших же интересах предоставить апелляционной комиссии развернутый план ответа, отражающий вашу компетентность.
Экзамен обычно принимают два экзаменатора. Но нередко они слушают паралельно двух абитуриентов. В таком случае у вас появляется возможность выбрать, кому из экзаменаторов отвечать. Поэтому, если вы подготовились к ответу, и еще осталось время, можете понаблюдать, как принимают экзамен и кому из экзаменаторов отвечать лучше.
Главное, чтобы экзаменатор не был нервным, порывистым, резким, то есть непредсказуемым. Стоит опасаться невыдержанных экзаменаторов, перебивающих абитуриента, перескакивающих с одного на другое. Предпочтительнее выбрать вежливого, спокойного и корректного. Но если ваши знания не достаточно основательны, то именно спокойный неторопливый экзаменатор определит это и корректно укажет вам на недостатки.
Если вы пойдете отвечать к более темпераментному экзаменатору, то вероятнее всего оценка будет менее объективна, однако, неизвестно в какую сторону. Конечно, на экзамене трудно все предусмотреть, и вы можете попасть совсем не к тому экзаменатору, к которому хотели. Но не стоит отчаиваться заранее, ведь неизвестно, может быть это и к лучшему.
Что делать, если вы столкнулись с недоброжелательностью экзаменатора?
Иногда абитуриент чувствует, еще до того, как стал отвечать, недоброжелательность со стороны экзаменатора. Итак, если вы поняли, что вас “валят”, главное – не терять самообладания. Отвечайте на дополнительные вопросы кратко и по существу. Если напряженность экзамена возрастает, то постарайтесь сбить темп.
Можете сказать фразу, типа: “Дайте мне подумать…” – и без зазрения совести размышляйте минуту. Так необходимо поступать, когда ответ для вас очевиден. Это поможет собраться с мыслями, перевести дух. Не ввязывайтесь в скоротечную игру “вопрос–ответ”, так вы можете ошибиться. Помните: не отвечайте быстро – отвечайте правильно!
По правилам экзаменаторы не имеют права вас подгонять, но все же могут сказать фразу, типа: “Вы либо знаете, либо нет, здесь нечего думать”. Подобное рассчитано на эмоции. Главное, реагировать спокойно, а ответить можно так: “Я знаю ответ, но необходимо подумать, чтобы подобрать точную формулировку”. Когда будете готовы, то отвечайте не спеша, не реагируя на попутные реплики. Когда закончите, вежливо осведомитесь о вопросах, заданных по ходу. Внимательно выслушайте, скажите, что вам надо подумать и спокойно размышляйте.
Если вам задают слишком много вопросов, то лучше будет их записывать на листы для подготовки, вежливо попросив продиктовать. Здесь же следует записать свой ответ. Главное не торопитесь, нумеруйте страницы. В конце экзамена, если на последней странице осталось свободное место, перечеркните его большой буквой Z, поставьте текущее время, подпись, а на первой укажите общее количество страниц. После оглашения оценки попрощайтесь. Выйдя из аудитории, придите в себя в течении 20 мин., все взвесьте, и в случае несогласия с оценкой, подайте в приемную комиссию апелляцию.
Главная цель абитуриента на экзамене – получить максимальную оценку. Поэтому ваша задача – убедить экзаменатора в глубине своих знаний, то есть, как можно полнее ответить на вопросы билета. Это самое главное, а дополнительные вопросы – дело второстепенное.
Поэтому, когда вам по ходу ответа задают вопросы, не бросайтесь сразу отвечать на них. Лучше будет, если вы скажете экзаменатору, что ответите на этот вопрос в конце своего ответа, чтобы не отклоняться от намеченного плана. После того, как вы изложите все запланированное, ответьте на дополнительные вопросы.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».