Вот как советует поступать при таких угрожающих обстоятельствах на страницах американского журнала U.S.News & World Report Элисон Грин, специалист-психолог по персоналу.
1. Отбросьте в сторону свое уязвленное "я". Конечно, хочется защищаться против критики. Однако, концентрируясь на идее защиты либо на представлении, что ваш
босс - сумасброд, или тиран, или в данном случае допускает ошибку, вы можете помешать себе объективно проанализировать сложившуюся ситуацию. Известны случаи, когда все можно было уладить, но этого не произошло, поскольку человек не хотел выслушивать критику, возводя стену на ее пути. Если даже ваш шеф тиранического склада характера, вы только навредите себе, если не прислушаетесь к замечаниям с открытой душой.
2. Еще дальше отодвиньте свое "я" и направьте стопы к менеджеру, отбросив оборонительную стойку. Скажите начальнику: вам известно, что вами недовольны, и вы хотели бы совета, дабы улучшить свои показатели. Речь не о том, чтобы защищать себя, даже если в конечно итоге вы убедитесь, что босс ошибается. Такой шаг нужен, дабы услышать начальника, будь он прав или нет, поскольку, даже если босс объективно ошибается, вам необходимо полностью услышать ответ для выбора дальнейших действий.
3. Что бы вы ни подумали об оценке шефа, реальность такова, что у босса есть более веские представления о том, подходит ли вам эта
работа или нет. Итак, теперь, когда вам известно мнение менеджера, нужно дать ответ на два вопроса: справитесь ли с тем, о чем вас просят? и хотите ли вы это делать? Нет причин уходить от честного ответа.
4. В некоторых случаях отказ от обороны, искреннее внимание к замечаниям менеджера, признание того, что в них может заключаться известная правда, способны помочь повернуть негативную тенденцию вспять. Известны случаи, когда работники от весьма слабых показателей в работе добивались исключительных успехов. Об этом не стоит забывать.
5. В других ситуациях вы можете решить, что не можете либо не хотите делать то, на чем настаивает начальство. Если вы с боссом разделяете мнение об отсутствии хороших перспектив на этом рабочем месте, есть один относительно нетрадиционный, но зачастую удивительно эффективный, подход к проблеме. Вернитесь к боссу с заявлением: "Спасибо, что были откровенны со мной. Постараюсь улучшить работу, но, похоже, надо реалистично подходить к перспективе того, что это может не сработать. Хотелось бы знать, могли бы мы продумать плавный переход для нас обоих на случай моего
увольнения? Не были вы против продолжения работы со мной в то время, как я начну подыскивать новое место? Это поможет мне, а у вас появиться возможность найти замену, причем я помогу преемнику быстрее ознакомиться с условиями работы".
Как правило, у менеджеров не бывает возражений в такой ситуации - кому хочется увольнять сотрудника, если этого можно избежать? Сделав подобное предложение начальству, вы повышаете шансы того, что именно так все и пройдет. У вас будет время подыскать новое место, вам не нужно будет впоследствии объяснять причины увольнения, и вы можете в большей степени, нежели при ином исходе, контролировать ситуацию.
Но прежде, чем становиться на такой путь, нужно четко представлять культуру отношений в компании и установки вашего менеджера, так как можете услышать в ответ, что, дескать, "похоже, вы увольняетесь, ну и мы согласны". Так что, действуйте осмотрительно.
Вне зависимости от того, какой путь вы изберете, главное, будьте честны сами с собой и воспринимайте все без предубеждения. Не игнорируйте предупредительные сигналы в надежде, что вам как-то удастся проскочить. Занимайте активную позицию, знайте, стыдиться нечего, если не удается что-то преодолеть - решайте свои проблемы, не прячась в кусты.