Статистика говорит, что негативные ощущения, связанные с возвращением в рабочий ритм, испытывает около 35% офисных сотрудников на всех уровнях служебной иерархии. Для обозначения такого типа хандры даже существует специальный термин – послеотпускной синдром. Если вы к завершению отпуска начинаете грустить, попробуйте следовать рекомендациям специалистов и смягчить трудности перехода от отдыха к работе.
Дайте себе время для адаптации
Психолог Наталья Трушина акцентирует наше внимание на отношении к работе в целом – во многом именно от этого зависит наша эмоциональная тональность, когда отпуск подходит к концу: «Если это любимая работа, любимый коллектив, то выход из отпуска может быть даже приятен.
Сотрудник идет на работу отдохнувший и радостный. У него уже есть потребность в работе и коллективе. Если же работа нелюбимая, то выход из отпуска, как правило, сопряжен с негативом». Рекомендация консультанта по подбору персонала компании «БК-Сервис» Анастасии Шульженко направлена на тех, кто особенно «сильно» привязан к работе: возвращайтесь из отпуска чуть раньше первого рабочего дня. Во-первых, это поможет решить бытовые вопросы: уборка, стирка, глажка и прочее. Во-вторых, возвращаясь назад и сидя в самолете, вы не будете напряженно думать о делах – у вас есть еще день-два, в течение которых вы можете уделить время себе.
Оставаться ли на связи с миром?
Принципиальный вопрос – имеет ли смысл во время отдыха отслеживать события, происходящие в родной корпорации? Мнения психологов здесь разделяются. С одной стороны, полный «отрыв» от рабочей реальности чреват тем, что по возвращении вам придется долго вникать в суть произошедших изменений. С другой стороны, если вы решили отдыхать в шезлонге у бассейна, не выпуская из рук мобильный телефон – то зачем тогда было ехать в отпуск? Истина, как всегда, посередине. Если вы буквально сходите с ума от беспокойства за важный проект – выходите на связь с коллегами в определенное время дня. Возможно, вам хватит 20 минут общения по скайпу, чтобы спокойно наслаждаться всеми прелестями отдыха. Если же ваше внутреннее состояние требует абсолютного отрешения от рабочих забот, позвольте себе отстраниться от дел – вы имеете на это полное право.
Поставьте цель
Для того, чтобы плавно войти в рабочее русло, психолог Кристина Твердохлебова рекомендует еще перед выходом из отпуска поставить перед собой некую цель, которая будет играть роль стимула. Например: «Через полгода напряженной работы я куплю машину». Это может быль цель, которая появилась на горизонте уже после отпуска. Например, вы настраиваете себя на зарабатывание денег к следующему отпуску.
В менее глобальных масштабах цель-стимул может помогать в решении оперативных задач. Вы говорите себе: «Сегодня я выполню такой-то объем работ. Если я успешно справлюсь, то вечером зайду в магазин и куплю себе новую сумку. Или сделаю в салоне умопомрачительный маникюр».
Первый день – он трудный самый
Психологи рекомендуют выходить из отпуска в любой день, кроме понедельника: в понедельник и так чувствуется психологическая нагрузка, так что лучше избежать двойного объема негативных ощущений. «В первый рабочий день не стоит окунаться в
работу с головой. Лучше заниматься чем-нибудь рутинным - ответить на письма, разобрать бумаги», - рекомендует Наталья Трушина. Есть и такая рекомендация: попробуйте в первый день вообще ничего не делать или делать очень мало. Под теми или иными предлогами откладывайте все срочный дела, почаще пейте чай, устраивайте себе пятиминутные перерывы. После одного такого скучного дня вам наверняка захочется заняться чем-нибудь конструктивным, и вы с энтузиазмом приметесь за решение рабочих вопросов.
И все же: в первый рабочий день после отпуска не старайтесь выполнить недельный объем работы. При такой линии поведения можно быстро сломаться, поскольку ваш организм еще не прошел период адаптации к нормальному трудовому ритму.
Пусть вас согревает мысль о том, что прелесть отдыха мы ощущаем лишь тогда, когда по-настоящему загружены работой. Спустя несколько месяцев усердного труда вы снова сможете выкроить время для качественного релакса.