Повторенье – мать ученья
16.01.2008 281 Сегодня уже никого не удивишь тем, что сотрудникам многих компаний постоянно приходится учиться. Согласно данным ЮНЕСКО, любая база знаний устаревает за 5 лет. Это означает, что для того, чтобы быть на гребне волны, необходимо постоянно не только освежать в памяти уже имеющиеся знания, но и получать новые.
А после размышлений становится ясно, что позитивные результаты обучения необходимо поддерживать и закреплять. Как раз для этого существуют специальные процедуры и методы.
Работа по закреплению результатов обучения начинается с анализа самого обучения и приобретенных навыков. Необходимо определить дальнейшие пути развития, интересующие направления, которые могут быть рассмотрены в дальнейшем, если, разумеется, от их рассмотрения может быть практическая польза. То есть анализ представляет собой ответы на два вопроса: «Какие знания уже получены?» и «Какие знания необходимо получить?».
Второй важный этап – непосредственное закрепление знаний. Недостаточно сказать себе: занятие закончилось, можно работать. Следует помнить русскую народную мудрость: «повторенье – мать ученья». Ведь, действительно, очень важно это самое повторение, при этом проходить оно должно в различных формах: можно записать результаты, проговорить их.
Замечательным решением будет приобретение программы курса в виде книги или диска: они дадут возможность возвращаться к тому, что было плохо усвоено, или освежать в памяти то, что является существенным и необходимым. К тому же, имея на руках прикладные методические пособия, заново просмотреть материал и найти новые полезные грани можно в любое удобное время.
Но самое главное в закреплении полученных знаний – применение их на практике. Более половины знаний теряется еще в процессе обучения или непосредственно после него, через несколько недель или месяцев остается минимум знаний, а через полгода эффект от обучения вообще теряется.
И только постоянное практическое использование знаний позволяет избежать этого. Если вы посетили тренинг, отработали какую-то модель поведения или работы, то обязательно не поленитесь применить ее на практике. При этом не стоит смущаться, если результат будет частично отрицательным и что-то не получится: важно несколько раз опробовать различные вариации, чтобы найти для себя наиболее удобную и эффективную комбинацию знаний.
Проще говоря, работать над практическим применением знаний необходимо до тех пор, пока эти знания не начнут удовлетворять вашим потребностям.
А вот приступать к получению новых знаний или навыков необходимо только тогда, когда необходимо расширить и углубить уже имеющиеся или же добавить к ним новые. Но никак не раньше.
Закреплять знания необходимо. Иначе они очень быстро сотрутся из памяти, и никакие самые продвинутые способы обучения не смогут повлиять на это. Учиться можно с помощью различных техник, подходов – в лучших образовательных центрах или самостоятельно.
Но вот закреплять полученные знания придется самому, причем и «по старинке»: анализируя и повторяя. Для этого понадобятся самодисциплина, упорство и желание сохранить знания, чтобы в будущем научиться еще большему.