Если сотрудники сочтут увольнение не справедливым, то это спровоцирует ответный удар, который может оказаться довольно болезненным для бизнесмена, особенно в ситуации кризиса.
О том, какие риски должен учесть работодатель при увольнении сотрудников, мы поговорили с директором негосударственной охранной компании "УБА Безпека" Гурбичем В.Г.
Какие группы риска Вы могли бы отметить особенно? Какие способы предотвращения подобной реакции увольняемых сотрудников?
Практически любой сотрудник компании, разобидевшись, может нанести посильный вред своему работодателю. К примеру, сотрудник финансовой службы компании. У него есть доступ к базам данных по управленческому учету компании, он владеет информацией о, так называемых, «первой» и «второй» формах учета, он осведомлен о всех операциях, которые оплачивались наличными, в том числе и «конвертную» часть заработной платы. Эта информация может заинтересовать контролирующие органы. То же самое – бухгалтер. Это специалист, который прекрасно знает слабые места в собственном годовом или квартальном отчете. А в ситуации массового сокращения может и намеренно допустить ошибки в отчетах, которые влекут за собой крупные штрафные санкции.
Секретарь не редко является единственным обладателем информации о всех деловых контактах своего руководителя: телефоны, электронные адреса, почтовые адреса, ФИО различных консультантов, компаний, которые выполняют определенные виды работ.
Восстановление подобной информации в случае ее потери – процесс достаточно трудоемкий. Системный администратор имеет практически неограниченный доступ ко всей информации, хранящейся в компании в электронном виде. Этот специалист может нанести компании вред, даже не находясь на ее территории физически. Причем перечень приемов может начинаться банальным копированием данных, блокированием доступа пользователей к данным, и заканчиваться удалением данных без возможности восстановления.
Любой специалист, который обслуживал дорогостоящую технику, может нанести ей ущерб, который проявится только спустя какое-то время и сам факт диверсии будет трудно доказать. Специалист, который работал с документами (договора, техническая документация, тендерная документация, проектная документация), может уничтожить их или нарушить комплектность и в случае не корректной передачи дел недостаток обнаружится не сразу.
Подчеркиваю: любой специалист, имеющий доступ к информации, документам и материальным ценностям, может решить «нанести ответный удар». В ситуации массовых увольнений коллектив демотивирован, функции контроля снижены, а стремление «отыграться» у сотрудников, наоборот, повышено. Даже в лучшие времена не редко случается, что уволенный сотрудник совершает не большую диверсию, уничтожив свои рабочие файлы, документы или причинив вред технике и оборудованию. В ситуации массовых увольнений такие действия со стороны увольняемых сотрудников становятся более вероятными.
Каким образом работодатель может снизить риски?
Я уверен, что то на какие поступки решится увольняемый сотрудник, в первую очередь зависит от того, как были выстроены отношений с ним, т. е. это вопрос управленческой культуры и лояльности. Своим клиентам мы рекомендуем относится к выплатам и компенсациям при увольнении, как к страховке и плате за безопасность. Сотрудник, которого уволили максимально корректно, без ущерба для его прав, крайне редко решает мстить своему работодателю.
Мы рекомендуем сначала позаботиться о составлении плана сокращения персонала с четким определением того, кто будет приемником той информации и материальных ценностей, с которыми работал увольняемый сотрудник и, обязательно, четкую процедуру передачи дел. Увольняемый сотрудник должен быть вовремя предупрежден и проинструктирован в отношении процедуры передачи дел. Не лишним будет так же обновить ряд документов: договора о конфиденциальной информации и коммерческой тайне (положение, договор о неразглашении, перечни сведений и номенклатура документов). Хотя в отечественном нормативном поле довольно сложно привлечь сотрудника к ответственности за разглашение конфиденциальных сведений, тем не менее, эта мера работает как дисциплинирующая. И, наоборот, резкое и не корректное увольнение сотрудников может спровоцировать месть со стороны даже самых лояльных из них.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».