UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Все про роботу
  4. Все про професії
  5. Программист ищет работу, или как подготовиться к собеседованию

Программист ищет работу, или как подготовиться к собеседованию

28.09.2011 2939

1. Практикуйтесь, используя те же инструменты, что и на интервью (бумага и ручка), и пытайтесь уложиться в те же временные лимиты (т.е. где-то 30 минут), как и на реальном интервью.

Google и Microsoft используют практику проведения интервью с написанием программ на белой доске, в то время как кандидаты дома практикуются в кодинге с использованием компилятора. Во время реального интервью они стоят возле доски с маркером в руках и забывают, как инициализируется массив, т.к. под рукой нет редактора с автоподстановкой и подсветкой синтаксиса. Либо они настолько волнуются, когда за их спиной стоит другой человек, что впадают в панику и перестают четко мыслить.

В реальной жизни, если вы планируете переплыть Ла-Манш, то ограничитесь ли вы подготовкой к этому мероприятию, наматывая круги в бассейне? Нет, конечно… Вы будете тренироваться, пробуя преодолевать океанские волны, плавая в соленой воде. Точно так должно быть и при прохождении интервью.

Попросите у своего рекрутера рассказать вам про формат собеседования и дать пример какого-то вопроса по программированию. Если компания дает программисту час и садит его в закрытую комнату, попросив его написать программу, но дав только редактор и не дав компилятор, готовьтесь к этому. Если компания практикует проводить собеседование с использованием доски для рисования на ней маркером, а интервьюер смотрит за вами, стоя за спиной, попросите своего друга поизображать рекрутера во время вашей подготовки. Если даже ваш друг не является профессионалом, то вы все равно будете нервничать из-за боязни допустить ошибку на глазах у другого человека, таким образом вы практикуетесь и привыкаете.

2. Не переживайте по поводу ошибок, которые вы сделали во время интервью
Я видел много случаев, когда я давал программисту-умнице задание, он сразу же начинал писать оптимальный, хорошо форматированный код. Где-то в середине он делал маленькую ошибку, перепутав порядок следования или случайно не объявлял переменную. Когда я указывал на это, соискатель впадал в ужас и становился очень нервным, настолько нервным, что это влияло на ход всего интервью.

Страх неоправдан, т.к. программист, он как скрипач, который играет тяжелый в исполнении концерт Брамса и выдает две неправильных ноты. Конечно, публика может ему указать на это, что он сделал ошибку, но они не сконфузились и не стали сомневаться в том, что он Супер-Мега-Пупер-скрипач.

Даже если вы полностью провалили один вопрос, многие интервьюеры задают, как правило, кучу вопросов и простят одну оплошность. Вполне возможно, что если вы завалили целое интервью, то все равно вы получите работу, т.к. другие интервью вы прошли с успехом.

Недавно один из моих коллег (технический руководитель другого проекта) проводит собеседование с кандидатом и был раздражен тем, что ему не нравился стиль общения кандидата. Но соискатель доказал, что он является профессионалом своего дела и этот руководитель потом стал ярым защитником этого человека на других интервью и продвигал его как никого другого в этом году.

3. Будьте вежливыми
Наверное, про это даже не надо упоминать, т.к. понятно по-умолчанию, но я все же был удивлен, когда один из кандидатов воскликнул: «Вау, я не могу поверить, что Вы на самом деле будете проводить со мной собеседование! Вы выглядите слишком молодо! Я думал, Вам не больше 18! Но когда Вы представились, я понял, кто Вы и что Вы, но сначала я подумал: «Неужели этот человек будет проводить со мной интервью?!?!»»

Наверное, не стоит говорить, что это было несколько лишним.

Никогда не говорите такие вещи как:

Вы на самом деле мой интервьюер? Вы выглядите слишком старым!
Ого! Это Вы будете проводить собеседование? Вы плохо выглядите, Вам бы немного похудеть!

Во время одного из интервью мобильник соискателя звенел 15 минут. Соискатель продолжала не обращать на него внимания, Когда мы уже устали от него, он перестал звонит, но через 5 минут он снова зазвонил, потом снова перестал, потом через 5 минут зазвонил в третий раз.

Она наконец-то вытащила мобильный из кармана, покопавшись в нем некоторое время. «Это будильник», — пояснила соискатель. Я думал, что она его выключит перед приходом сюда, но вытащив телефон, соискатель не постеснялась ответить на телефонный звонок, который пришелся как раз на середину собеседования.

Единственным оправданием может служить только необходимость быть всегда на связи со своей семьей, если что-то не в порядке с детьми или родственниками и может поступить срочный звонок в любой момент. В таком случае необходимо предупредить интервьюера перед собеседованием.

4. Не крадите свое время
У меня случалось пару раз такое, что люди, которые приходили устраиваться на работу, думали, что они ОБЯЗАТЕЛЬНО должны рассказать про свой предыдущий очень ответственный проект «Zoolander — Управление мистическими приземленими инопланетных тарелок в подземном зоопарке в центре Нью-Йорка». Я не успел начать интервью, как собеседник меня перебил: «Я хотел бы рассказать про Zoolander. 10 лет назад, когда в рамках проекта было принято решение разработать дополнительные фичи…»; и так он продолжал следующие 5 минут без передыха.

Иногда у таких соискателей полностью отсутствует понимание текущего момента, и они рассказывают про Zoolander абсолютно на каждом интервью, повторяя одну и ту же историю по нескольку раз.

У вашего интервьюера есть набор вопросов, которые ему необходимо задать, чтобы оценить вашу профессиональную пригодность. Если вы занимаете время, рассказывая про Zoolander, то у человека, который проводит с вами собеседование просто не будет времени задать все вопросы и разглядеть в вас профессионала. Также он может подумать, что с вами будет очень тяжело работать.

Если вы на самом деле хотите рассказать про свой проект, то попросите интревьюера: «Я думаю, что проект Zoolander в полной мере раскрыл меня как специалиста, не могли бы Вы или следующий интервьюер выделить 10 минут на то, чтобы я рассказал про свою роль в этом проекте?» Интервьюер в последствии может немного сменить план проведения собеседования, вместо того, чтобы менять его прямо по ходу.

5. Сначала дайте точный ответ на вопрос
Иногда я задаю вполне конкретный вопрос и ожидаю получить вполне конкретный ответ: «Сколько человек работало надо проектом Zoolander?». Ответ кандидата часто напоминает аудио-книгу: «Там был Жека — он был дизайнером интерфейсов, была Маша, которая управляла всеми серверами бекофиса, она работала удаленно из какого-то села в Житомирской области, через два года потом появился еще один сотрудник, который тоже управлял серверами, его, кажись, Давидом звали...»

Спустя три минуты кандидат продолжал перечисление, а мне всего-то нужен был ответ на вопрос, сколько человек работало над проектом. Ответьте кратко: «Когда я пришел, было 3, когда ушел, было 12».

А лучше всего, когда вы даете точный ответ, а потом спрашиваете, не хочет ли собеседник более глубокого пояснения: «Сначала, когда я присоединился к проекту, было трое, потом, когда я покинул проект — 12. Если хотите, то я могу рассказать подробнее про роль каждого из участников и про мою роль в проекте в том числе».

6. (Не сильно важный пункт) Приходите на собеседование в удобной одежде.
Часто люди спрашивают, что они должны одеть на собеседование. Самое главное, чтобы вы себя чувствовали комфортно. Если вам все же нужна рекомендация, то я могу сказать, что рубашка «на выпуск» или даже футболка полне подойдет. Костюм может даже несколько подпортить, т.к. выглядит слишком официально в некоторых компаниях (например, Google).

На самом деле это не настолько важно. Вы можете напрямую спросить у человека, который вас нанимает, что одеть на собеседование, т.к. привычки и традиции различаются в разных странах и даже в одной стране, например, на Западном берегу и на Восточном берегу США. В компаниях, как Google, принято одеваться в повседневную одежду, поэтому если вы явитесь в костюме, галстуке, белой рубашке туго обхватывающей вашу шею, то интервьюер может оказаться в некотором замешательстве и немного поморщить нос. Хотя, если вы проявляете чудные знания предметной области, то одежда, как правило, вообще не играет роли. Один парень пришел на интервью, одетый в готическом стиле, в рубашке с дырами, через которые были видны его соски, знаете, он до сих пор у нас работает (хотя все таки, прийти на собеседование в таком виде, как я считаю, было крайностью, в которую я не советую впадать).

Заключение
Я хотел бы закончить, рассказав про один случай, который произошел на собеседовании. Я надеюсь, что как бы не проходило именно ваше интервью, оно будет более успешным в некотором понимании, чем это.

В Майкрософте мы всегда предлагаем напитки тем, кто проходит собеседование и один из кандидатов взял себе Пепси. Мы пошли в офис, он поставил бутылку с Пепси на стол, мы начали обсуждать профессиональные вопросы и он принялся писать маркером на доске куски кода в ответ на мои вопросы. Соискатель закончил обдумывание алгоритма и автоматически сделал шаг назад, чтобы окинуть взглядом всю доску. Делая это он наткнулся на стол и бутылка Пепси упала на пол.

Пепси-Кола еще была неоткрытой, но бутылку разорвало, когда она коснулась пола.

Брызги разлетались во все стороны, бутылка продолжала фонтанировать еще некоторое время. Как будто во время замедленной съемки я замечал, как брызги ударили в белые стены моего офиса, на книжную полку, полились на мою клавиатуру. Мы оба стояли, будто замороженные, наши руки застыли на полпути к бутылке (мы бы все равно не успели споймать бутылку), а глаза ловили каждую каплю, которая стекала с предметов, находившихся в комнате.

Мы прервались на 5 минут, взяв бумажные полотенца и постарались промакнуть всю жидкость (все равно мои книжки до сих пор слипшиеся и стены уже никогда не будут такими белыми, как утром того дня).

Затем мы вернулись к доске. Соискатель уже достаточно нервничал к тому моменту (кстати, вы бы винили его за этот случай?). Он начал писать кусок кода, потом вытер его, снова начал писать. Он вытирал код рукой вместо стирательной губки, затем вытирая капельку пота той же рукой, оставил красочный след на лбу. Под конец интервью он бы весь в полосках синего, красного и зеленого цветов.

Я сказал: «Вы сможете вымыть свои руки от маркера в умывальнике» и показал ему где он находится, позволив зеркалу самостоятельно «рассказать», что у него было на лице.

Читайте також

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 грудень, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 грудень, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.

  • Робота над помилками (у спілкуванні) 8 грудень, 2024

    Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.

  • Покоління зумерів: розвінчуємо міфи про їхній підхід до роботи і життя 4 грудень, 2024

    Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 листопад, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.


Часто шукають

↑ Вгору