По мнению экспертов, всегда следует держать ухо востро: подобного рода шпион может объявиться не только в государственных структурах, но и в кулуарах привычного уютного офиса. Будь то транснациональная корпорация или просто коммерческая организация средней руки – значения не имеет.
Часто в шпионские страсти намеренно ударяются менеджеры высшего звена. «Придя на новое место работы, я был, мягко говоря, удивлен, - делится юрисконсульт Игорь Павлов. – Оказалось, что главный менеджер по продажам и маркетингу буквально вчера подал заявление об уходе. В курилке мне сказали, что это хитрый финт с фиктивным увольнением – что-то вроде своеобразной «командировки в тыл врага». Оказалось, что, заручившись поддержкой высоких боссов, наш менеджер планирует устроиться на работу в конкурирующую организацию, дабы заполучить ценную информацию для нашей конторы».
Так или иначе, но в промышленный шпионаж втянуты абсолютно все компании, имеющие хоть каких-то конкурентов на рынке. Другое дело, что не всегда «подглядывание» за соперниками ведется совсем уж внаглую, хотя и всегда - нечестными методами. Даже эксперту сложно вычислить «засланного казачка» - это, как правило, добросовестные и крайне аккуратные специалисты, которые вряд ли станут пользоваться корпоративным телефоном для слива наработок или в рабочее время тиражировать секретную документацию фирмы на общем принтере своего отдела. Но если кто-то вызывает смутные подозрения – всегда имеет смысл их проверить.
1. Потенциальный «ЗК» – сотрудник, только что покинувший офис конкурента
Если вновь прибывший значится как серьезный специалист, хедхантер в любом случае поинтересуется тем, что именно побудило профи оставить предыдущее место работы. Как правило, если причина ухода кажется правдоподобной, то бдительность хедхантера притупляет острое желание заполучить такого классного специалиста в актив компании. Последний шанс остановить возможную интервенцию имеет руководитель, которого должно насторожить намерение инородного спеца сразу же получить работу у недавних конкурентов. Вполне возможно, что его мотивы будут вполне обоснованы, но... Немного «погулявший» без работы или поработавший в другой сфере/на другой должности сотрудник заслуживает куда большего доверия. Хотя бы потому, что принципиальность – это хорошее качество, отличающее чистоплотных сотрудников.
2. Потенциальный «ЗК» вмешивается в чужие дела
И это вполне логично. «Засланного казачка» интересуют любые детали, связанные с работой компании и сотрудников. Свои вопросы, которых действительно очень много, он задает, как правило, в ситуациях неформального общения, с пользой занимая время обеденного перерыва, болтая в курилках и подсаживаясь на корпоративах. Любопытство само по себе – не порок. Но когда оно принимает поистине пинкертоновские масштабы – это важный сигнал к тому, чтобы не спускать с любопытного глаз. Следует отличать простое стремление вникнуть в суть новых обязанностей от попыток выведать то, что знать действительно не положено.
3. Потенциальный «ЗК» хочет быть хорошим для всех
Очень часто для «засланного» важно получить доступ к конкретной информации, а это означает найти подход к определенным сотрудникам. У кого-то из «засланных» это получается лучше, у кого-то – хуже. В конечном итоге, наша способность обаять новый коллектив напрямую связана с личностными качествами. Например, для «зондирования почвы» в типично «женских» отделах (бухгалтерия, отдел кадров и пр.), как правило, используют коммуникабельных и привлекательных молодых людей, которые превращают жизнь сотрудниц в перманентное восьмое марта. Удивление потерявших всякую бдительность Маш и Глаш не знает предела, когда услужливый «кадр» исчезает, а вместо него в одно не слишком прекрасное утро приходит аудитор, налоговый инспектор или любой другой проверяющий. Естественно, осведомленный относительно всех «дыр» в бухгалтерии, и уж точно без тортика. Расплатой за подобную беспечность становится, как правило, сокращение штата и урезание зарплаты оставшихся сотрудников.
4. Потенциальный «ЗК» держит дистанцию
Исключительно формальные отношения и сухую вежливость можно простить, разве что, гению – они мыслят принципиально иначе. В другом случае, подобное поведение – это повод насторожиться. Действительно, выдерживать дистанцию и контролировать каждый свой шаг будет в первую очередь тот сотрудник, у которого нет далекоидущих планов на работу в этом коллективе и в этой компании. «Засланному» попросту нет смысла сближаться с кем бы то ни было: он не станет рассказывать о себе, пить в общей компании на корпоративе, приглашать к себе домой и делиться переживаниями. Зато он всегда мотает на ус все, чем делятся другие сотрудники. И это стоит иметь в виду.
5. Потенциальный «ЗК» засиживается в офисе допоздна
«Засланному казачку» не нужны свидетели, поэтому бумажную часть своих черных дел он наверняка будет проделывать без присмотра коллектива, намеренно оставаясь в офисе дольше всех. Если для подобных посиделок нет никаких объективных причин – это повод для пристального интереса со стороны руководства. Если окажется, что давным-давно пора поощрить усердного новичка – считайте, что компания отделалась легким испугом.
Nota Bene!
Новый сотрудник – априори объект повышенного внимания. А если он подозревается в промышленном шпионаже – нелишним будет поискать доказательства, в том числе, и на прежнем месте работы: вполне возможно, что отпустившая его в вольное плавание компания «отметилась» на ниве двурушничества. В любом случае, обязательно найдется какая-нибудь ниточка, благодаря которой можно распутать целый клубок опасных связей. Помните: лучше лишний раз прослыть параноиком, нежели допустить утечку важной информации.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.