Особенно сильно работоспособность снижается весной — недостаток витаминов и солнечного света в течение долгой зимы заставляют впадать в апатию большинство офисных служащих. Однако вряд ли ваше нежелание работать устроит шефа в качестве оправдания за невыполненные поручения, а раз так, нужно постараться вернуть угасший энтузиазм. Существует несколько несложных способов повысить свою работоспособность.
1. Втягивайтесь в работу
Очень многим бывает трудно приступить к делу сразу же после прихода в офис. Иногда на то, чтобы раскачаться, уходит чуть ли не половина рабочего дня. В этом случае специалисты советуют заранее спланировать свой рабочий день. Представьте себе, чем вы будете заниматься после того, как окажетесь в офисе, с чего вы начнете, чем закончите свою работу? Составляя расписание, лучше разбивать работу на определенные этапы. Дело в том, что иногда нежелание работать связано со страхом перед выполнением какого-то сложного и ответственного задания. Если же разбить трудное дело по частям, каждый «кусочек» в отдельности уже не будет вызывать такого ужаса. Иногда, для того чтобы быстрее войти в рабочее русло, стоит начинать день с выполнения текущей работы. Пока вы занимаетесь привычными делами, ваш мозг концентрируется, и вам проще будет выполнить более сложное поручение. Однако не увлекайтесь — рутинная работа порой отнимает очень много времени, поэтому имеет смысл хотя бы приблизительно определить время, когда вам нужно приступить к главному.
2. Не хватайтесь за все сразу
Очень многие, чувствуя, что не успевают справиться со всеми делами в течение дня, начинают судорожно пытаться сделать несколько дел одновременно. Как правило, в этом случае качественно выполнить хотя бы одно задание не удается. Мозг просто не успевает воспринимать одновременно такое количество информации и обрабатывать ее. Поэтому постарайтесь не думать о том, сколько еще пунктов осталось в вашем расписании, лучше полностью сосредоточьтесь на том, что вы делаете в данный момент.
3. Сверяйтесь со своими биоритмами
Давно известно, что люди делятся на «сов» и «жаворонков». Одним легче работается в первой половине дня, другие ощущают прилив сил ближе к вечеру. Зная, в какое время суток вам проще трудиться без напряжения, вы можете планировать свой рабочий день. Сложные задания лучше выполнять в «часы бодрости», а «дремотные часы» посвятить рутинной работе.
4. Учитесь отвлекаться
Многие считают, что усталость — это не повод для того, чтобы хотя бы ненадолго прекратить работу. На самом деле это вовсе не так. Чем больше вы утомляетесь, тем больше ошибок вы станете допускать и тем ниже будут ваши темпы. В результате вы можете потратить довольно много времени даже на совсем несложную работу, тогда как короткий перерыв позволил бы вам выполнить ее намного быстрее. Если вы чувствуете, что устали, лучше ненадолго отвлечься от работы. Например, выйти и подышать свежим воздухом, поговорить с коллегами или выпить чашечку кофе. Вот увидите, даже после такой небольшой паузы вы ощутите прилив сил.
5. Тренируйте внимание
Наверняка вы не однажды замечали, что по нескольку раз перечитываете один и тот же текст, так и не сумев вникнуть в его смысл, или ловили себя на том, что думаете о посторонних вещах, пока начальник раздает указания. В результате в конце рабочего дня вы обнаруживаете, что большая часть времени была потрачена впустую, а важные дела так и остались невыполненными. Впрочем, существует несколько приемов, которые помогут вам натренировать внимание. Иногда для того, чтобы сконцентрироваться, достаточно сделать пять-шесть глубоких вдохов. Это упражнение увеличит поступление кислорода в мозг и снимет беспокойство. Поэкспериментируйте с музыкой. Многим, как ни странно, трудно работать в тишине. Психологи считают, что, для того чтобы сосредоточиться, лучше всего подходит классическая музыка. Как можно чаще упражняйтесь в устном счете. Перед тем как сделать покупки в магазине, постарайтесь сосчитать в уме общую сумму. Специалисты утверждают, что это простое упражнение улучшает внимание.
6. Следите за здоровьем
Вполне возможно, что упавший энтузиазм — сигнал вашего организма о том, что вам необходима передышка. А может быть, вы недавно переболели гриппом, и лишние нагрузки вам ни к чему. Тогда ваше нежелание работать — защитная реакция от переутомления. В этом случае имеет смысл пропить курс витаминов, обратить внимание на тонизирующие настойки, такие как настойки женьшеня или элеутерококка, и, по возможности, отложить все трудные дела хотя бы на неделю. За это время вы окончательно восстановите силы, и энтузиазм вернется сам собой.
7. Поощряйте себя
Любая работа будет казаться легче и приятнее, если вы знаете, что после того, как вы закончите это дело, ваш ждет поощрение. «Награда» может быть большой или совсем маленькой. Например, приступая к новому проекту, можно тешить себя мыслью, что непременно купите себе вещь, о которой давно мечтали, как только получите премию. А справившись с несложным, но неприятным поручением, не забудьте порадовать себя плиткой шоколада или внеплановым перекуром.
***
По мнению голландских ученых, простые компьютерные игры могут повышать работоспособность и улучшать общий климат в коллективе. Об этом свидетельствуют данные исследования. В эксперименте, проведенном учеными, участвовали 60 сотрудников страховой компании. Их разделили на две группы. Работникам первой группы было разрешено играть в незатейливые игры типа пасьянса в любое время, но не более часа в день. Вторая группа должна была трудиться в обычном режиме без перерывов на компьютерные развлечения. По словам руководителя эксперимента профессора Джеффри Голдштейна, перерыв на компьютерные игры явно влиял положительно на работников страховой компании. Их отношение к работе в целом было более оптимистичное, они успевали сделать больший объем работы и при этом меньше уставали и, соответственно, получали от работы большее удовлетворение.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».