UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Роботодавцю
  4. Методи управління персоналом
  5. СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОВЫМ САБОТАЖЕМ

СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОВЫМ САБОТАЖЕМ

20.08.2007 12795

Саботаж (франц. sabotage) 1. Умышленно-недобросовестное исполнение обязанностей, уклонение от работы или злостный срыв работы при соблюдении видимости выполнения ее. 2. Стремление помешать осуществлению чего-нибудь при помощи скрытого, замаскированного противодействия.

Как распознать саботаж

Итак, что видит руководитель, когда сталкивается с возможным саботажем? В компании ведется какая-то работа, но нет видимых результатов. В компаниях, действительно, часто встречается такая ситуация, когда сотрудники создают видимость работы, и они при этом могут быть очень заняты созданием этой видимости, но компания не получает никаких результатов от их деятельности. Однако в подобных ситуациях основной причиной отсутствия результатов является не саботаж, а непонимание сотрудниками своих функций и плохая организация взаимодействия между сотрудниками. Это не саботаж, здесь нет умышленного неисполнения обязанностей, это плохая организация деятельности. Такие ситуации исправляются и предотвращаются созданием правильной структуры компании, созданием понятных должностных инструкций для всех сотрудников, прояснением с сотрудникам их обязанностей и проверкой этих знаний.

А вот другая ситуация. Руководитель буквально круглосуточно старается развить свой бизнес, прилагая все свои усилия, а бизнес стоит на месте или даже уменьшается. Тогда скорее всего в компании можно обнаружить человека или группу, которая прикладывает не меньше усилий, чтобы свести на нет усилия руководителя и развалить бизнес. Это действительно можно назвать саботажем.

В основе саботажа лежит несогласие. В компании есть кто-то, кто несогласен с деятельностью руководства. И этот кто-то недостаточно смел, чтобы выражать свое несогласие или противодействовать открыто. Причем, чем более правильные и ведущие к процветанию компании действия осуществляет руководство, тем большее несогласие возникает у этих людей. Такие люди, как правило, сами не являются видимыми участниками саботажа, они даже могут не находиться в группе, которая замечена в саботаже. Они находятся как-бы в стороне, их противодействие скрыто и замаскировано.

Компания – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность. Как правило эта совместная деятельность направлена на достижение каких-то целей, которые известны и с которыми согласились все члены компании. Но иногда в компании оказываются люди, усилия которых направлены в противоположную сторону, их основная задача помешать компании в достижении целей. И один из их инструментов это столкнуть одну часть компании с другой, так они могут нанести больший ущерб при наименьших собственных усилиях. Для этого они разжигают в компании конфликт.

Закон третей стороны

Что представляет из себя конфликт? Конфликт (от лат. conflictus - столкновение), столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений. В любой деятельности, в которой задействовано несколько человек всегда существует несколько точек зрения, столько сколько участников этой деятельности. И эти точки зрения могут очень сильно различаться, но каждая из них является правильной для того, кому она принадлежит. Иногда в группе наблюдается столкновение противоположных взглядов и в результате возникает конфликт, каждый стремится отстоять свою правоту. Но этот конфликт длится ровно до тех пор, пока стороны не придут к согласию. Основной инструмент здесь – общение. Два любых нормальных человека, две любые группы всегда могут прийти к согласию в результате общения, пусть даже это будет достаточно длительный процесс общения. Все на самом деле так просто – универсальный рецепт для разрешения конфликтов – общение.

Однако существует одна интересная разновидность конфликтов – это непрекращающиеся конфликты. Они могут существовать очень долго, несмотря на усилия сторон прийти к согласию. Стороны могут приходить к некоторому согласию, но через очень короткое время конфликт возникает вновь. Складывается ощущение, что существует что-то еще, не зависящее от решения сторон, что-то (или кто-то), что заставляет конфликт продолжаться.

В середине прошлого века, американский исследователь и философ Рон Хаббард открыл и сформулировал интереснейший закон, называемый законом третей стороны: «Для того чтобы конфликт существовал, в любой ссоре должна присутствовать неизвестная третья сторона... Третья сторона – это тот, кто создает посредством ложных сообщений раздоры между двумя людьми, человеком и группой или между двумя группами.» Это универсальный закон, он применим к любой группе: семье, компании, государству. Существует также стандартная технология обнаружения третьей стороны и разрешения такого рода конфликтов, эта технология дает превосходные результаты.

Найти и обезвредить

Если вы как руководитель столкнулись в своей компании с саботажем, то вам может показаться, что вся компания против вас. И в подобной ситуации руководитель часто видит только одно решение – уволить всех. На самом деле это не лучшее решение. Основная часть ваших сотрудников – это нормальные, достаточно продуктивные и желающие работать люди. За саботажем, как правило, стоит один или несколько человек, которые настраивают группу против вас и, не исключено, что и вас против группы. Это та самая третья сторона.

Возможно вы наблюдали ситуацию, когда какой-то «доброжелатель» рассказывает вам что-то плохое о других сотрудниках компании, и о том, что они не довольны вами или состоянием дел в компании. При этом сам «доброжелатель» подчеркивает, что он то как раз занимает вашу сторону. А потом этот же трюк он проделывает с группой: говорит им, что руководство несправедливо или неправильно поступает, а он целиком и полностью на стороне группы. Таким образом, «доброжелатель» придумывает и распространяет негативную информацию в обе стороны. При этом он сам остается вне подозрений, каждая из сторон считает его «своим парнем». Это один из примеров того, как действует третья сторона. Конечно это упрощенный пример, в жизни тот, кто выступает в роли третей стороны, действует более тонко и изобретательно. И он часто добивается своей цели: результат его деятельности наносит и материальный, и моральный ущерб компании.

Именно этого «доброжелателя» и необходимо обнаружить. А затем расстаться с ним как можно быстрее и в рамках трудового законодательства. Причем желательно снабдить его осложняющей дальнейшее трудоустройство записью в трудовой книжке.

Профилактика

Предлагаемая краткая программа поможет повысить уровень согласия в компании и предотвратить возникновение саботажа, а, главное, повысить продуктивность компании и сотрудников.

  1. Проясните цели и политику вашей компании и добейтесь, чтобы сотрудники их узнали и поняли.
  2. Реорганизуйте кадровую политику компании так, чтобы разрушительно настроенным личностям было сложно стать сотрудниками компании. Обучите специалиста по кадрам, чтобы он мог обнаруживать их еще в период испытательного срока.
  3. Добейтесь, чтобы сотрудники знали и понимали свои функции и свои обязанности.
  4. Чаще общайтесь с сотрудниками лично.
  5. Не скрывайте от сотрудников проблемы, существующие в компании. Пусть они получат эту информацию от вас, а не в виде сплетен. Вовлеките группу в решение этих проблем, совместно решенные проблемы создают команду.
  6. Не делайте работу за своих сотрудников, позвольте им тоже вносить свой вклад в деятельность компании. Это восстановит у сотрудников чувство гордости и причастности к успехам компании. И недоброжелателям сложно будет расколоть такую компанию.
  7. Начните регулярно (в идеале еженедельно) проводить собрания всей компании, на которых подводятся итоги предыдущего периода, рассказывается о хороших новостях, победах и успехах компании и ставятся цели на следующий период.

Возможно, некоторые пункты вам покажутся сложными для выполнения. Но выполнив их, вы обнаружите, что в компании стало больше согласия, основная часть сотрудников вас полностью поддерживает и готова к новым совместным победам. И вы буквально ощутите, что в компанию снова вернулась жизнь!

Дмитрий Кайзер, консультант WISE

Читайте також

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 листопад, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 листопад, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 листопад, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 жовтень, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 вересень, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.


↑ Вгору