Ассертивный человек психологически устойчив и независим от чужого мнения
Что понимают под ассертивностью?
Английское слово "assert" обозначает - утверждать. От этого слова произошло психологическое понятие "ассертивность" - такое внутреннее состояние, при котором человек имеет собственное, независимое мнение, но при этом он независим от внешнего давления, от внешних оценок. Существуют три шкалы реагирования на конфликтные, негативные события: агрессивность - ассертивность - пассивность. Причем, ассертивность находится посредине, как наиболее правильное и спокойное состояние. Сталкиваясь с негативом, у человека чаще всего наблюдаются две основные реакции: агрессивность - ответить руганью на ругань, злобой на злобу, как результат - конфликт, испорченное настроение, потрепанные нервы, плохие отношения, в крайних случаях - бывают и худшие последствия. Второй вариант реагирования: пассивность - когда человек убегает от опасного конфликта. Это может выразиться в пассивном молчании, бездействии, уходе из помещения, где разгорается конфликт, избегание негативных ситуаций или негативного для вас человека. Этот вариант неагрессивен, но он приносит душевное опустошение, недовольство собой, униженность. Но существует и третий вариант реагирования на негатив - ассертивность. Различные мудрецы древности всегда придерживались именно этой "золотой серединки", наиболее правильного варианта реагирования на конфликтные ситуации.
Ассертивное состояние - это автономное состояние, умение иметь собственное мнение, причем, не агрессивное, нуждающееся в отстаивании, подобно бойцовому петуху, а спокойная, аналитическая оценка происходящим событиям или людям. Находясь в ассертивном состоянии, на человека трудно оказать давление, им трудно манипулировать. Такой человек внутренне, психологически устойчив, он независим от чужих оценок, от постороннего мнения, от стандартных рамок. Ассертивность несколько отстраненная - она позволяет посмотреть на негативную ситуацию со стороны, причем, не безразлично или холодно, а как будто вы смотрите на сцену из театрального зала, но при этом вы не просто зритель, а арбитр, который должен вынести свое мнение по поводу создавшейся ситуации, свое решение, дать внутреннюю оценку происходящему. Но внутреннюю оценку происходящего важно не навязывать другим, не диктовать свою волю и не доказывать свое мнение, как единственно правильное.
Ассертивные качества личности
Важно выработать в себе ассертивное умение:
Конфуций говорил: "Никто не может быть унижен, пока не чувствует себя униженным". Русская народная мудрость гласит: "На обиженных воду возят". Это стереотипное мышление прошлого века - что надо отвечать оскорблением на оскорбление, ударом на удар, и что если ты не ответишь, то ты - трус, и нельзя "разрешать вытирать о себя ноги", и т.д. Чувство собственного достоинства состоит не в агрессивном ответном ударе, а в спокойной, мудрой и взвешенной реакции на любой негатив. У обезьян в стаде истинный вожак как раз не тот, который ведет себя наиболее вызывающе и больше всех орет и задирается, а тот, кто сидит чуть поодаль, несколько отстраненно, он - самый спокойный, и все конфликты решает именно он.
Применение ассертивности
"Когда бросают палку, лев смотрит на того, кто бросил палку, а собака - на саму палку. В этом между ними огромная разница". Так и ассертивность - разбираясь в конфликте, смотрите на того, кто и почему бросил палку и правильно на это реагируйте. Ассертивность может помочь в следующих направлениях:
Рассмотрим некоторые практические примеры ассертивности. Стоит иметь в виду, что люди часто бывают мстительными, даже в мелочах. Порой это проявляется на очень глубоком подсознательном уровне. Как это можно преодолеть? Парадоксальной ответной реакцией: положительной на негатив. Например, в офисе вам приходится подойти к сотруднику и, показав ему плохо выполненную работу - попросить ее переделать. Реакция сотрудника может быть:
1) агрессивной - возмущение "я же все хорошо сделал", "ко мне придираются", "сами переделывайте";
2) пассивной - пренебрежительное бросание папки на стол, "ладно, я потом сделаю", отстраненное молчание.
В любом случае вы услышите в свой адрес нелицеприятные замечания: если вы на равных и коллеги - то прямо в лицо, если вы руководитель - то за вашей спиной. Редко кто проявит правильную реакцию и спокойно спросит: "Что именно необходимо переделать? Какие ошибки я сделал?" и затем скажет: "Хорошо, я переделаю".
Что вы можете сделать, проявляя ассертивность? Сначала понять, почему этот сотрудник так плохо выполнил работу: устал, болен, у него что-то не в порядке дома, он некомпетентен, ему надоела его работа, пора в отпуск и т.п. От того, какой ответ у вас получится, зависит и ваша реакция. Но в любом случае, можно проявить что-либо положительное и неожиданное. К примеру: "Я понимаю, что вам все надоело и вы устали, у меня тоже бывает такое настроение, но лучше будет, если мы постараемся и переделаем работу", горячо поблагодарить сотрудника "спасибо, вы же знаете, что мне нравятся "ужастики", а ваш отчет - был из этой серии" и т.п. Неожиданный, да еще с чувством юмора, ответ может нейтрализовать мстительность. Может помочь и привлечение к совместной работе, к совместному обсуждению: "давайте вместе посмотрим, как можно исправить эту ситуацию", "сначала все успокоимся, выпьем по чашечке кофе, а затем подумаем, что можно предпринять" и т.д.
В любом случае, важно проявлять спокойствие, понимание и терпимость. Особенно, это применимо к особо агрессивным ситуациям, в которых эмоции бушуют через край и доводы разума бессильны, пока человек не успокоится. По ассертивности есть тренинги, различные техники, которым можно научиться. Но самое главное - внутренняя позиция, продуманная и выработанная, которая позволит сохранить уравновешенность в любой жизненной ситуации и не разрушать психологические границы других людей.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?
Jobs.ua хоче підтримати Кращих Роботодавців і розширити можливості Шукачам роботи у важку хвилину, тому продовжує працювати в галузі працевлаштування та зберігає знижки і можливість безкоштовного розміщення вакансій для роботодавців.
Пропонуємо вам познайомитися з перспективною сучасною професією, яка допомагає компаніям приймати рішення на основі даних, а не інтуїтивно.