Известно, что образуются дыры в кадрах компании летом по 2 основным причинам – массовый уход в отпуск сотрудников или сезонные увольнения рабочих и служащих, дорого обходящихся компании в период затишья на рынке. Не секрет, что деловая активность летом замедляется, а зачем платить штатным сотрудникам много, если они в летний период делают все меньше работы? Вот и возникает мысль у руководства компаний заменить дорогих работников более дешевыми, заставить работать на не самых квалифицированных направлениях студентов. А что студенты?
Конечно, для студентов возможность подработать и подзаработать денег летом – это сладкая возможность еще и начать трудовую карьеру, получить опыт работы, который потом пригодится в резюме при подаче на более интересную вакансию для студентов и молодежи. Опыт, старт карьеры, оценка себя, поиск своей ниши на рынке труда, профориентационные мотивы, социально-трудовая адаптация – вот те мотивы, которые движут студентом при выборе стажировок. Возможно, деньги, зарплата, оклад, материальная компенсация и не являются лимитирующими факторами при выборе стажировки или принятия решения о ее похождении. Но это, скорее всего, удел студентов младших курсов. Им – да, нужен опыт, а деньги не так критичны. С другой стороны – работодателям эта категория «работников» не столь интересна, так как она еще совсем не умеет трудиться и вкалывать в поте лица. А работодателям на лето нужна именно «трудовая лошадка», которая будет работать за себя и за «того парня», который в отпуске. Будет работать и просить мало корма. К тому же работать будет без особых сбоев и длительного обучения. Здесь нужны студенты постарше или выпускники. Они – это цель для работодателей во время летних стажировок. Как же их привлечь?
Студенты, которые вот-вот закончат обучение, выпускники текущего года – самый интересный и самый непредсказуемый товар на рынке труда. Можно дешево купить талантливого специалиста, а можно задорого – полного балбеса и лентяя. Чтобы не промахнутся работодатель и устраивает стажировку, которая поможет просеять молодые кадры через сито корпоративных требований, оставив только самых выносливых и перспективных. Как же трудно было устроить такое «просеивание» в докризисные времена. Студенты стоили дорого, их труд они сами оценивали высоко, зарплатные ожидания просто зашкаливали. Массовое прохождение стажировок могли себе позволить не более 2-3 десятков крупных брендов, в основном из сфер консалтинга и аудита («Большая четверка»), FMCG (товары народного потребления) и IT (крупные игроки рынка). При этом за стажировку платили от 50 долл./мес. (Ассоциация CBOSS) до 1500 долл./мес. (гиганты, типа P&G). Времена с приходом кризиса резко изменились.
Теперь гиганты индустрии считают каждую копейку, сокращая набор персонала и стажеров из числа студентов и молодых специалистов. А компании помельче, наоборот, активизировались, воспользовавшись тем, что по рынку труда «бродит» большое число неустроенной молодежи. Внимание со стороны крупных работодателей к выпускникам вузов естественным образом ослабло – им бы сейчас свои внутренние проблемы решить, кадры оптимизировать, персонал и издержки сократить, поэтому стажировки от крупных компаний пока ушли в тень. Но вот на их место пришла другая категория работодателей, которая рассматривает студентов и молодежь не совсем как перспективные кадры на будущее, а скорее как инструмент для оперативного латания «дыр» в непростой кадровой политики в кризис. Такая постановка задач отражается и на структуре и особенностях подобной стажировки, которая превращается из комплекса по приобретению бесценного опыта в простейшую отработку.
Есть тут и перегибы. Воспользовавшись ситуацией, ряд компаний стал приглашать студентов на стажировки, заранее предупреждая, что платить за это не будет – нисколько, даже тезис «работаю за еду» здесь неприменим. Что удивительно, такой сметливостью, оказалось, обладают в основном представители банковской сферы. Они готовы брать студентов на стажировку, где они будут работать только за свой опыт без получения какой-либо компенсации. То ли кризис банки так доконал, то ли жадность непомерного повышения ликвидности их одолела – тем не менее, факт остается фактом: стажировку сейчас в основном можно пройти неоплачиваемую.
Насправді це серйозна проблема багатьох людей, тобто вміння працювати з власною агресією. З’ясуємо разом з Jobs.ua, як правильно працювати з агресією і знайти їй краще застосування, аніж ображати одне одного в соцмережах.
Змінюватися в кращий бік, безперечно, варто. Та чи треба прив’язуватися до конкретної дати — Нового року, понеділка, першого числа? Спробуємо розібратися в цій статті.
В наш час недостатньо просто йти в ногу з часом. Потрібні інновації, щоб досягати успіху в бізнесі чи кар’єрі. А щоб створювати інновації, потрібні люди з інноваційним мисленням. Простіше кажучи, лідери. Розбираємося, як «прокачати» силу людських зв’язків у 2025 році, бо це справжній каталізатор майбутніх здобутків.
Опанування технік саморегуляції, пошук власних ресурсів для відновлення енергії стають справжнім викликом сьогодення. Розвиток таких навичок є критично важливим скілом для підтримки ментального здоров’я. Ми підібрали для вас дієві поради, як підтримати працівників під час кризи.
Робота HR-спеціаліста містить чимало викликів. Трапляється так, що кандидат технічно підкований на всі сто, але із soft skills спостерігаються проблеми. Що треба знати досвідченому HR-фахівцю, щоб коректно відмовити кандидату?