UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Роботодавцю
  4. Методи управління персоналом
  5. Типология офисных чудаков. Балбес, Умник...

Типология офисных чудаков. Балбес, Умник...

17.09.2007 8494

Они - своеобразный живой эквивалент Интернет-пейджеров, новостных сайтов и чатов, которые позволяют офисным работникам на некоторое время отвлечься от работы, чтобы вернуться к ней с новыми силами. А если речь идет о компаниях, которые зарабатывают не перепродажей комплектующих, а генерацией идей, то чудаки пригодятся и в качестве конкурентного преимущества.

Иначе говоря, компании нужны не просто профессионалы, а люди разных взглядов, возрастов и пр. Российская традиция в этом вопросе несколько отличается от европейской или американской - у нас иной тип мышления, как правило, представлен одним человеком, который работает как бы на двух должностях - выполняет свои должностные обязанности и вносит "свежую струю" в настроение всего коллектива.

Какие же бывают офисные чудаки?

Говорун

Наверное, самый распространенный тип. Кстати, совершенно не обязательно мужского пола, скорее наоборот. Это - человек, который, может быть, и не успевает качественно и в срок выполнять свою работу, зато он прекрасно развлекает коллег, пересказывая последние новости и сплетни. Вы скажете: "Зачем он нужен?". Очень просто: как ни горько в этом признаться, большинство служащих не любят свою работу. Им просто нужно средство для зарабатывания на жизнь, только и всего. И многие из них вполне отдают в этом себе отчет. Что это значит для компании? Десятки унылых работников, которые приходят к 9 утра отбывать трудовую повинность. Каждого из них занимают личные проблемы: дети, супруги, долги, болезни, автомобили, квартиры, дачи, кредиты… Однако, ежедневно им приходится пересилить себя и прийти на работу, чтобы имитировать увлеченность рабочим процессом. Коллектив таких сотрудников - это отнюдь не единое целое, скорее наоборот - цепь отгороженных друг от друга, невеселых интровертных людей. Разумеется, и у HR-менеджера и у руководителя есть свои способы немного их расшевелить и сплотить, но вряд ли у них это получится так легко и непринужденно, как у офисного говоруна. Он дает сотрудникам что-то, что их по-настоящему объединяет. Общую тему для разговора в курилке или столовой, повод для спора, возможность высказаться. А главное - возможность почувствовать себя вполне ответственным, нужным и важным работником - если говорун тебя отвлекает, а ты недвусмысленно намекаешь ему на то, что у тебя, дескать, бог знает сколько серьезной и ответственной работы. Впрочем, говорун, как правило, не обижается на такие отповеди - у него легкий характер.

Балбес

Во многих коллективах годами работают люди, которые, казалось бы, вовсе не подходят для той работы, которую они выполняют. Они не имеют достаточного опыта, знаний, навыков и главное - желания их приобрести. Им традиционно дают самые простые задания и не удивляются в случае, если результат далек от ожидаемого. За что же их держат? Прежде всего - за легкий характер. Офисный балбес развлекает сотрудников, его неловкость служит фольгой любому, на его фоне даже стажер чувствует себя профессионалом. Правда, действительно надолго балбес задерживается только в тех компаниях, руководство которых не увольняет своих старых сотрудников принципиально, руководствуясь принципом "хоть и бестолковый, зато наш, проверенный". Поэтому чаще всего балбесы встречаются в крупных холдингах или госорганизациях. Редко - в компаниях, руководство которых понимает, какую значительную роль играет балбес в деле формирования коллективного духа.

Умник

Эта разновидность чудаков не приживается в компаниях, руководство которых набирает персонал по принципу: "Не люблю, кто умней меня". Как правило, умники встречаются в творческих коллективах: редакциях, телестудиях, дизайн-бюро и пр. Их ум и знания редко помогают им в работе. Скорее, мешают. Не зря же сказано: многие знания рождают многие горести. Однако, он всегда готов поделиться с коллегами интересной информацией по любому поводу, причем не только тогда, когда его об этом просят. Умник не "умничает", просто ему нравится получать и делиться Знанием. Его роль сложно недооценить. В современном мире одним из главных путей оптимизации производства в интеллектуальной сфере является ускорение. А это значит, что даже творческие работники работают на конвейере. Они привыкают к типовым способам решения творческих задач. Тут-то и вступает умник - он позволяет коллегам поднять глаза от работы и взглянуть на вещи с несколько иной стороны, отказаться от расхожих, "замыленных" представлений. Для творческого коллектива Умник - своего рода витамин для повышения креативности коллектива.

Старичок

Многим людям с возрастом надоедает работать. Вечные ценности в духе Вольтеровского сада (у них, как правило, есть дачные участки) отвлекают от корпоративных ценностей и устремлений. А поскольку они являются старыми и заслуженными сотрудниками, обладают колоссальным опытом, уволить их сможет не всякий начальник. В результате старички конструируют для себя синекуру - они как бы выполняют свои обязанности, но на деле просто находят для каждой задачи решения, требующие наименьших затрат сил и времени. Как в дзюдо, где победу получает не самый сильный, а тот, кто сумеет направить силу противника против него самого. В итоге у старичка образуется масса свободного времени, которое он частично тратит на свои собственные дела (пьет чай, разговаривает по телефону с детьми и внуками, читает газеты), а частично - на общение с остальными сотрудниками. На первый взгляд, кажется, будто его болтовня только отвлекает молодых карьеристов от их карьерных свершений, но на деле - каждая его шутка или вопрос несут в себе совет или наставление. Такая невольная педагогика особенно ценна в компаниях с узкой специализацией, где действительно важна преемственность и передача опыта.

Разумеется, наша типология офисных чудаков, не претендует на энциклопедическую полноту. Впрочем, даже если вы и не нашли в этой статье описания того чудака, который поселился в вашем офисе, вы можете просто задуматься о том, верно ли вы оцениваете его роль в жизни компании. А если вы полностью уверены в том, что никаких таких чудаков у вас нет, значит стоит задуматься о новом месте работы - коллективы, не терпящие многообразия, как правило, недолговечны.

Читайте також

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 листопад, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 листопад, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 листопад, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 жовтень, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 вересень, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.


Часто шукають

↑ Вгору