UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Роботодавцю
  4. Методи управління персоналом
  5. Управление персоналом в 2006 году: мировые тенденции и прогнозы

Управление персоналом в 2006 году: мировые тенденции и прогнозы

16.02.2006 25020

В свете реформ, происходящих в бизнесе, демографических сдвигов и стремительного развития новых технологий есть один главный вывод, который фактически приобрел статус императива: «В новых условиях специалисты по персоналу должны взять на себя новые обязательства и выступить в новой роли. Причем сделать это нужно без промедления».

Действительно, сегодняшние задачи профессионалов в сфере управления персоналом отличаются комплексностью и разнообразием. Например, HR-специалистам приходится решать проблемы, связанные с оптимизацией расходов по медицинскому и пенсионному страхованию, а также выработкой методов уменьшения числа коллективных судебных исков против работодателей.

В ходе недавнего исследования журнала HR Executive были опрошены британские эксперты по управлению персоналом. Они выделили десять тенденций, на которых будет сфокусировано внимание HR-специалистов во всем мире в 2006 году.

1. Переход на стратегический уровень

Слова «стратегическое лидерство» и «доверенный советник генерального директора» в последнее время произносятся по любому поводу. Стремление HR-специалистов к тому, чтобы занять свое место у руля, автоматически подразумевает отказ от ряда административных функций, многие из которых впоследствии отдаются на аутсорсинг. «Вопрос о том, способны ли HR-руководители работать на стратегическом уровне управления, не подвергается сомнению», – уверен профессор Эдвард И. Лолер III (Edward E. Lawler III), автор ряда влиятельных научных публикаций по кадровому менеджменту. «В компаниях, где ключевым навыком является знание, люди представляют абсолютную ценность. И это позволяет директору по персоналу надеяться на центральное место в первом ряду», – утверждает он.

В то же время переход от тактики к стратегии сопряжен с множеством сложностей. Например, HR-руководитель должен понимать весь бизнес в комплексе, а также хорошо знать своих клиентов, как внешних, так и внутренних.

2. Участие в корпоративном управлении

Как следует из статьи «Новый рекрутинг» сентябрьского выпуска журнала HR Executive, HR-директора все чаще принимают участие в управлении компанией на уровне совета директоров. Но сами они, говорится там же, становятся полноправными членами совета лишь в редких случаях. Гораздо чаще они играют роль советников по самым разным вопросам управления персоналом.

«Если совету директоров требуется опытный помощник в дискуссиях по вопросам компенсаций и передаче управленческих функций, к кому же им обратиться, как не к директору по персоналу?» – пишет в своей книге «Восстанавливая доверие: роль HR-специалистов в корпоративном управлении» Хол Джонсон (Hal Johnson). Он также отмечает, что подходящий для этого HR-директор может привнести в обсуждение глубину понимания и новые перспективы видения. И ключевое слово здесь, конечно, «подходящий», ведь справиться с подобной задачей под силу не каждому руководителю по персоналу. Но поскольку все больше HR-лидеров доказывают, что их опыт представляет для совета директоров большую ценность, статус профессии HR-менеджера будет расти и дальше.

3. Рост стоимости услуг по охране здоровья

Сегодня стоимость программ медицинского страхования остается одной из главных проблем компаний. И своей актуальности, по мнению экспертов, в ближайшие десятилетия она не потеряет. По данным Американской коалиции по здравоохранению (National Coalition on Health Care), взносы работодателей в фонд медицинского страхования персонала в 2005 году увеличились на 11,2%, что почти в 4 раза превышает рост инфляции. Средний размер годовых взносов составил $3695. HR-специалисты должны работать в сотрудничестве с представителями страховых и медицинских учреждений, стремясь повысить качество оказываемых услуг и сократить расходы как работодателей, так и сотрудников. Они могут предлагать программы самого разного содержания, от схем учета потребительского спроса до комплексных планов по управлению здоровьем сотрудников.

Как пишет в своем исследовании «Растущие цены в сфере здравоохранения» эксперт Сообщества по управлению персоналом (Society for Human Resource Management) Лесли Уизерли (Leslie Weatherly), этот подход обязательно принесет свои плоды. Она считает, что профессионалы в области кадрового менеджмента и представители сферы здравоохранения вполне могут прийти к согласию по многим вопросам.

4. Глобализация

Развитие глобального видения пока еще не входит в число ключевых профессиональных компетенций HR-менеджеров. Но вместе с тем, это уже не просто «дополнительный плюс». Перед HR-руководителями встают новые задачи, в том числе подбор и развитие талантливых сотрудников, способных эффективно работать в изменяющихся условиях. Как пишет в своей новой книге «Будущее HR-менеджмента» профессор швейцарской бизнес-школы IMD Владимир Пучик (Vladimir Pucik), менеджеры «глобальными» не рождаются.

Этот навык нужно развивать. «Создание рациональных методик, исходя из прогнозируемых потребностей в глобальных менеджерах, является одной из важнейших стратегических задач, лежащих в сфере ответственности HR-специалистов», – пишет он. Чтобы стать настоящим глобальным менеджером, нужно с готовностью воспринимать новые знания, а также стремиться понять мышление других людей (работодатели, клиенты и потребители).

5. Оффшоринг

В терминологии журнала HR Executive «оффшоринг» обозначает внешний аутсорсинг – перевод рабочих мест в другие страны. Хотя изначально оффшоринг был предметом активных дискуссий в большей степени из-за его политического значения, данный аспект деятельности компаний нельзя недооценивать. И несмотря на то что в США эту тему предпочитают не затрагивать, для большинства компаний Нового Света перевод рабочих мест в такие страны, как Индия и Китай, стал повседневной практикой.

Как пишет в своей книге «Новый разум» Даниэл Пинк (Daniel Pink), проблемы, вызванные аутсорсингом, в краткосрочной перспективе явно преувеличены. Но если взглянуть на них же в долгосрочной перспективе, продолжает мысль Пинк, оказывается, что шума вокруг них явно недостаточно. Сегодня, когда стоимость общения с людьми на противоположной стороне земного шара стремится к нулю, а развивающиеся страны продолжают поставлять на мировой рынок труда миллионы одаренных профессионалов, жизнь жителей Северной Америки, Европы и Японии уже никогда не станет такой, как прежде.

Вместе с тем, Пинк признает, что, хотя перемены и будут носить глобальный характер, по сути своей они не станут слишком отличаться от предыдущих реформ, когда, к примеру, заводским рабочим пришлось приобретать новые навыки, манипулируя компьютерной мышью, а не тоннами прокатной стали. С этим согласны многие. Но все же для HR-менеджеров оффшоринг приведет к ряду новых задач, от поиска новых трудовых ресурсов до быстрого обучения существующих сотрудников.

6. Внедрение новых технологий

Информационные технологии применяются практически в каждой области кадрового менеджмента. Поиск талантливых сотрудников, управление эффективностью, обучение и расчет заработной платы – назовите любую HR-функцию, и наверняка найдется десяток крупных компаний, предлагающих ее автоматизировать. Недавний кризис на IT-рынке привел к временному снижению инвестиций в данный сектор, но на будущем отрасли оно вряд ли отразится. Прогнозы по развитию рынка информационных технологий в кадровом менеджменте более чем положительные.

Так, по последним отчетам исследовательской компании IDC, ежегодный рост рынка услуг по автоматизации процессов управления персоналом составит 9,6% вплоть до 2009 года, а объем рынка достигнет $133,4 млрд. Для сравнения, в 2004 году его объем не превышал $71,9 млрд. Без сомнений, значительная часть этих средств пойдет на модернизацию существующих HR-систем.

Кроме того, многие компании вложат средства в автоматизацию определенных функций, таких как привлечение талантливых сотрудников, кадровое планирование, развитие персонала и оценка эффективности труда. Это определенно хорошие новости для провайдеров услуг по автоматизации кадровых процессов, и в особенности для тех, кто имеет собственные инновационные разработки. От HR-профессионалов в такой ситуации потребуется осведомленность в вопросах использования последних достижений сферы информационных технологий.

7. Изменения в форме труда

Изменения на рынке труда коснулись не только содержания работы, но и ее формы. Сегодня привычными стали такие явления, как оффшоринг и аутсорсинг, удаленная занятость и привлечение сотрудников по контракту. Все больше компаний пользуются преимуществами этих форм труда, и все больше профессионалов выбирают свободный график. По данным Американской ассоциации по подбору персонала (American Staffing Association), за 1990-е годы число сотрудников, работающих на условиях временной занятости, увеличилось в США в два раза.

Собранные недавно данные также свидетельствуют о том, что в течение первых трех месяцев 2005 года американские кадровые агентства взаимодействовали с 2,6 млн специалистов, ищущих работу по свободному графику. Это на 11% больше, чем за тот же период годом ранее. Таким образом, перед HR-менеджерами встает постоянно усложняющаяся задача по управлению и мотивации самых разных сотрудников. Это, в свою очередь, также требует комплексного подхода к построению кадровой стратегии.

8. Аутсорсинг функций по управлению персоналом

Рынок аутсорсинга HR-функций в течение последних нескольких лет демонстрировал уверенный рост. Чаще всего на аутсорсинг отдавались отдельные функции, такие как аутплейсмент (помощь сотрудникам при увольнении и выходе на пенсию) или расчет заработной платы и страховых взносов. Но сегодня все больше работодателей стремятся сконцентрироваться на ключевых процессах бизнеса.

Аутсорсинг, таким образом, рассматривается как один из жизненно важных аспектов работы организации – и до сих пор большинство компаний остаются довольны полученными результатами. Исследование американского агентства Hewitt Associates показало, что 89% из 129 опрошенных компаний удовлетворены ходом процессов, выполняемых внешними провайдерами. Почти 85% респондентов утверждают, что добились результатов, запланированных перед проведением аутсорсинга.

Тем не менее другое исследование, проведенное Deloitte Consulting, свидетельствует об обратной тенденции. Большинство руководителей, говорится в отчете, получили негативные результаты аутсорсинга HR-функций и в настоящее время стараются вернуться к прежней ситуации. Но по мнению экспертов нью-йоркского агентства Towers Perrin, сегодня еще рано судить об истинной ценности аутсорсинга. В целом же, устойчивый рост рынка аутсорсинга будет наблюдаться еще в течение трех–четырех лет.

9. Старение рабочей силы

По данным американского Бюро статистики труда (Bureau of Labor Statistics), к 2010 году на пенсию уйдут более 25% сегодняшних сотрудников компаний, что создаст десятимиллионный дефицит кадров. Прогнозы американского Фонда политики трудоустройства (EPF) говорят о том, что в течение 30 лет на пенсию выйдут 61 млн американцев, а спрос на рынке труда превысит предложение уже к 2013 году.

Постепенное сокращение свободной рабочей силы приведет к ужесточению требований к работодателю со стороны персонала и смягчению иммиграционной политики. В то же время последние данные свидетельствуют о серьезных проблемах в области пенсионного страхования. «Если эти вопросы не будут решены, – предупреждает президент EPF Джейнмари Малви (Janemarie Mulvey), – все попытки работодателей обеспечить своим бывшим сотрудникам достойную пенсию натолкнутся на непреодолимые препятствия».

10. Рост числа исков к работодателям

Сложная система трудового законодательства, равно как и система местных поправок к нему, заставляют корпоративных юристов постоянно работать над тем, чтобы избежать судебных исков сотрудников к компаниям. По данным американской Комиссии по равным правам (Equal Rights Committee), ежегодное число исков по самым разным аспектам трудового законодательства составило в США в среднем 81 тыс. Эксперты прогнозируют рост этих показателей в самое ближайшее время. «Работодателям следует быть чуткими по отношению к персоналу, – советует Ричард Шо (Richard Shaw), партнер юридической компании Jones Day. – Избежать судебных исков смогут лишь те компании, которые по-настоящему дорожат своими сотрудниками».

Антон Рягузов

Журнал "Кадровый менеджмент"

www.magazine.hrm.ru

Читайте також

  • Тестові завдання: перевірка здібностей чи час, який витрачено марно?25 грудень, 2024

    Кандидати не люблять виконувати тестові завдання, факт. Цьому є цілком логічне пояснення: банально витрачений час. Якщо не візьмуть на роботу, цей час буде змарновано. Тож давайте розберемося, тестові завдання це все-таки перевірка здібностей чи безкоштовна праця на недобросовісного роботодавця?

  • Вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!23 грудень, 2024

    Дорогі партнери, колеги, друзі!

    Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!


  • Новорічні знижки на сайт Jobs.ua23 грудень, 2024

    Шановні клієнти!
    Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 грудень, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 грудень, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.


Часто шукають

↑ Вгору