В чем состоит работа маркетолога (ІІ часть)
8.06.2007 190 Благодаря маркетологам появилось огромное разнообразие продуктов - например, растворимый кофе, каши, супы и лапша быстрого приготовления.
Опрашивая людей, аналитики выяснили, что большая часть потенциальных покупателей отказывается от этих продуктов в их традиционном виде, потому что вечером их потреблять не хотят, а днем на работе это делать неудобно - негде варить.
Потребительские свойства товара, его вкус, оформление, упаковка, расфасовка, сферы его распространения, реклама и презентация для определенной группы населения - все это может измениться благодаря рекомендациям специалистов маркетинга.
Более того, сегодня ни один продукт в цивилизованной стране не будет выпущен без предварительных маркетинговых исследований. Служба маркетинга влияет на товар, начиная с момента создания, производства и заканчивая продажами.
Сегодня ежемесячно на рынке труда только в столице появляется около 400 вакансий работников службы маркетинга: директоров по продвижению, брэнд-менеджеров, менеджеров, аналитиков и ассистентов.
Соответственно, несколько государственных и десятков частных вузов готовит специалистов в этой области. Поскольку работа маркетологов всегда предметна, то лучше всего, если о ней расскажет профессионал.
Витязи на распутье
Галина Аристова, маркетолог IT-компании: Как я стала маркетологом
После окончания института иностранных языков им. Мориса Тореза я закончила аспирантуру, защитила диссертацию и работала в одном западном представительстве. Несколько лет назад команда Всемирного банка проводила исследования, связанные со строительством. Им срочно понадобился переводчик, и знакомые порекомендовали меня. Так я попала в реальный бизнес-проект.
Пока я переводила и вникала в дело, меня все больше занимала не лингвистическая сторона работы, а ее суть. Тогда я впервые услышала о маркетинге и решила им заняться, хотя понимала, что для профессионального занятия им мне нужно получить специализированное образование. Но в то время об этом не могло быть и речи, поскольку невозможно было найти даже учебники по маркетингу.
Первым маркетологам приходилось осваивать профессию по зарубежным учебникам и перенимая опыт у заезжих специалистов. Я попросила коллег-иностранцев привезти мне из Америки МВА-portable, настольный справочник по бизнесу для начинающих.
В этой книге было написано, что маркетинг-менеджером может стать человек, который получил образование на перекрестке наук - социологии, психологии, лингвистики и экономики. Мне это пришлось по душе, поскольку любое необычное сочетание - отправная точка творчества.
Я понаблюдала за более опытными коллегами и поняла, что дорога маркетолога к мастерству непроста. У юристов, финансистов и менеджеров путь понятен и отмечен пунктиром на карте - для профессионального обучения этих работников созданы технологии и традиционные пути совершенствования квалификации.
Маркетологи же, как правило, народ из разряда self-made, то есть научившийся своему делу благодаря природному здравому уму и практике в разных областях.
Дело для мятущейся натуры
Если вы не можете выбрать направление, видя на распутье камень с надписью "Направо пойдешь:" и желаете узнать, куда ведет каждая дорога, идите в маркетологи - вы будете тем человеком, который пишет инструкции на путеводном камне. В русских сказках обычно все три надписи сулят путнику смертельную опасность. Если вы маркетолог, то должны предусмотреть хотя бы один позитивный маршрут.
Поэтому можно сказать, что у маркетолога завидная миссия. Он служит своеобразным психотерапевтом для директора и штурманом для других отделов. Размечает дорогу и предупреждает об опасных поворотах и земляничных полянах, определяет, где оазисы, а где - миражи. При этом у него должна быть коммерческая жилка, иначе исследования примут научный и благотворительный характер.
Функциональные обязанности
Производственных функций у маркетолога не счесть, но в целом они определены двумя магистральными направлениями профессиональной деятельности. Он должен совмещать в себе две сущности - аналитика и "придумывателя". Но на самом деле чаще всего встречаются такие профессионалы, который владеют в полной мере только одной из этих функций. Это зависит от особенностей мышления.