UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Все про роботу
  4. На роботі
  5. Вернуть шефа

Вернуть шефа

7.08.2007 14586

По классике

Хорошо мотивированный сотрудник автоматически становится преданной и эффективной бизнес единицей. Но если с мотивацией сотрудников среднего звена все более менее понятно, то вот как мотивировать топ-менеджера? Для того, что бы разобраться с этим, обратимся к базовым понятиям менеджмента.

Классическая теория «иерархии потребностей» утверждает, что людям необходимо последовательное удовлетворение потребностей, которые располагаются в иерархическом порядке. Автор этой революционной идеи, Абрахам Маслоу, утверждает, что когда удовлетворены потребности одного уровня, насущным становится другой, более высокий их уровень. Это похоже на восхождение по ступеням: физиологические потребности; потребность в безопасности; социальные потребности; потребность в признании; потребность в самоактуализации.

Существует достаточно много работ, в которых авторы переосмысливали и пытались по-новому трактовать старика Маслоу, но обновить или поправить основную идею им так и не удалось. Потому отделы кадров большинства компаний уже многие годы в своей работе по мотивации персонала придерживаются именно этой теории. И в случае со всеми сотрудниками, до высшего уровня, эта метода практически безотказно срабатывает.

Но вот в случае с топом уровень удовлетворения каждой из потребностей и так уже фактически на пределе. Когда некуда дальше повышать уровень зарплаты и других элементов компенсационного пакета начальника, увеличивать длительность его отпуска, количество служебных автомобилей и охранников, размер кабинета… то можно вернуться к истокам пирамиды и оптимизировать все ее элементы, начиная с фундамента.

Укрепить пирамиду

Что бы не рассказывал сотрудник любого уровня о причинах своей работы в той или иной компании, доход в любом случае занимает одну из ключевых позиций в схеме принятия им каких-либо решений.

При анализе типичной структуры годового дохода управленца западной корпорации, можно увидеть, что только 50% составляет «базовая зарплата», еще четверть заработка - это, как правило, ежегодное вознаграждение по итогам деятельности фирмы за отчетный период, а оставшиеся 25% составляют программы, связанны с рыночной стоимостью компании.

Парадокс в том, что даже значительное повышение базовой заработной платы для топ-менеджера сейчас не является серьезным стимулом. Исследования показывают, что эффект от такого повышения длиться в среднем в пределах полугодия. После этого периода, топ продолжает работать так же, как и до повышения, или вообще засматривается «на сторону».

Выходит, рассчитывать на существенное влияние простого повышения зарплаты, не привязанного к итоговым результатам компании, не приходится. Для любого руководителя, прямо или косвенно участвующего в итоговом экономическом результате, необходимо разделить зарплату на постоянную часть и переменную. Размер переменной должен зависеть от достижения определенных показателей.

Тут стоит вспомнить о работе с опционными планами. Но сегодня их использование для мотивации в украинских компаниях — скорее исключение из правил. Причин тому достаточно много. И не в последнюю очередь – развитие фондового рынка и отношение к нему собственников компаний. Потому оценка стоимость акций или долей компании достаточно условна и часто далека от реальной.

Важно также понимать, что опционная программа должна быть действующей. На практике же часто встречаются компании, которые передают сотрудникам по столь небольшому пакету акций, что подобный подход не может серьезно повлиять на их мотивацию, и порой имеет совершенно противоположный результат.

Другие элементы

Один из факторов, который сегодня вызывает отторжение у многих управленцев на самых разных уровнях – огромный, и порой - неоправданный размер документооборота. Ситуация такова, что в ряде случаев даже самые современные системы электронного документооборота не решают проблемы и менеджер «гибнет» под ворохом незаполненных форм.

Идеальным решением этой проблемы может быть уменьшение количества документов, которые должен визировать, просмотреть или даже просто переправить управленец. Но, понятное дело, что даже в случае принятия позитивного решения по этому вопросу, на его реализацию уйдет слишком много времени.

Потому более реалистичным решением проблемы является делегирование прав подчиненным. В ряде случаев для этого оправданным оказывается создание новой штатной единицы, особенно когда речь идет о каких-либо незначительных, например хозяйственных вопросах.

Это же решение и другой проблемы – управления временем современного руководителя. Ведь работа по шестнадцать-двадцать часов в сутки для некоторых топов уже давно рабочая необходимость, но при этом — это существенный демотивирующий фактор. Наличие ассистента или даже аппарата у менеджера может позволить ему не только сконцентрироваться на стратегических вопросах, но и наверняка получать удовольствие от работы.

Это лишь несколько самых явных и простых элементов в фундаменте пирамиды Маслоу, которые можно оптимизировать и дорабатывать.

Самое главное - понимать, что когда речь заходит о мотивации топ-менеджера, говорить о единственной схеме невозможно. Комбинации могут быть различны: разнообразные социальные льготы, как для самого менеджера, так и для членов его семьи, кредиты на обучение или на покупку жилья, статусные машины, возможность публичной деятельности, выступления на конференциях и выставках, участие в профессиональных конкурсах. Важно понимать, что все индивидуально, и лучшее решение может предложить лишь сам руководитель.

Читайте також

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 листопад, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 листопад, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 жовтень, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 вересень, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.

  • Як полегшити вихід на роботу після відпустки? 8 вересень, 2024

    Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».


Часто шукають

↑ Вгору