Правда, рукопожатие тогда имело несколько другой вид: люди не встречались ладонями, а перехватывали друг другу запястья. Эту манеру рукопожатия можно встретить и сегодня, например, в среде людей, увлекающихся древними боевыми искусствами. Таким образом, пожать руку, как и снять головной убор при входе в дом — значило оказать собеседнику доверие. Недаром о человеке, который не достоин уважения, у нас говорят «Я бы руки ему не подал».
Кинжалы в рукавах мы больше не носим, и сегодня люди жмут руки друг другу по традиции. Это стало частью этикета во многих странах мира. Особенно традиция рукопожатия распространена в России и Америке. Скажем, англичане жмут друг другу руку только при первом знакомстве, а у нас принято обмениваться рукопожатием при каждой встрече и прощании. Иногда очень забавно выглядит со стороны, когда мужчина, подошедший к группе своих знакомых или вошедший утром в офис, сосредоточенно трясет руку всем по очереди. Что поделать, так принято, и мы зачатую протягиваем ладонь, не задумываясь.
Как и у любого старого ритуала, у рукопожатия имеется множество тонкостей. При помощи рукопожатия можно многое узнать о человеке и выразить свое отношение к нему: все зависит от силы, манеры протягивать руку ладонью вверх или вниз, тянуть на себя или отталкивать... Этот несложный жест очерчивает границы вашей территории, вы можете втянуть собеседника на свое поле или, напротив, вытолкнуть его, защищаясь. Можете с первой минуты утвердить себя как лидера или показать свою слабость и ведомость... Пожалуй, сложнее только чайная церемония.
Однако эта традиция приятна далеко не каждому. Рукопожатие для некоторых является настоящим психологическим испытанием. Например, для чувствительных людей-сенсориков, которых напрягает вторжение на их территорию на тактильном уровне. Люди, отличающиеся брезгливостью, не любят дотрагиваться до чужих влажных или холодных рук. Те, кто сам отличается потливостью, неизменно комплексуют. А озабоченные своим здоровьем тут же представляют себе полчища бактерий, весело перескакивающих на их ладонь. Каждый из этих людей по своему прав. Недаром, например, во время эпидемий гриппа врачи настоятельно советуют воздерживаться от любого тактильного контакта с посторонними людьми, а особенно от рукопожатий. Кстати, а вы знаете, что у одного из ассистентов, сопровождающих президента на встречи и переговоры, всегда в кармане пакет антибактериальных салфеток?
Если у вас влажные руки, не беда. На ладонях, кстати, потовых желез больше, чем подмышками. Повышенной потливостью рук страдает каждый десятый, но с этим можно справиться. Если вам предстоит важная встреча, незадолго до нее хорошенько вымойте руки с мылом и старайтесь не сжимать их в кулаки, чтобы не активизировать работу желез. Держите в кармане платок или салфетку — и все будет в порядке. На худой конец, существуют разработанные врачами антиперспиранты для ладоней. Ну да, почему бы им не быть, не об одних же подмышках заботиться?
Если вы испытываете внутреннее напряжение, психологический дискомфорт при мысли о рукопожатии, насиловать себя всякий раз совершенно необязательно. Вы имеете полное право отказаться от этого жеста в дружеской обстановке или на работе. При встрече вполне можно ограничиться улыбкой, кивком головы, можно поднять руку или слегка взмахнуть ей, можно слегка развести руки, словно собираясь приобнять собеседника, и тут же опустить. Если перед вами женщина (в последние годы очень многие женщины при встрече протягивают руку, часто смущая мужчин и заставляя их теряться), можно старомодно поклониться — это будет только плюсом. Да мало ли, сколько жестов можно придумать, чтобы выразить радость от встречи и симпатию! Скорее всего, никто даже не заметит, что вы не подали руки — особенно если вы тут же начнете разговор.
Впрочем, своим друзьям и коллегам, с которыми вы встречаетесь каждый день, вполне можно объяснить прямым текстом, что вы не любите рукопожатий. Главное, сделать это тактично и ненавязчиво, как бы между прочим. Совершенно необязательно расписывать в подробностях, как вы дорожите здоровьем и боитесь подхватить чесотку, достаточно просто пожать плечами и сказать что-то вроде «ну вот такой у меня пунктик, не обижайтесь». Вас должны понять.
Несколько сложнее будет вам, если вы занимаетесь бизнесом и вам по долгу работы необходимо проводить переговоры, заключать сделки, встречаться с разными людьми, на которых важно произвести благоприятное впечатление. Традиции бизнеса похожи на деловой костюм — все продумано, вольности не приветствуются. В деловой обстановке поклоны или приветственное размахивание руками будут не к месту. А «не заметить» протянутую вам руку будет просто прямым оскорблением.
Просто настройте себя на то, что вы выполняете необходимый ритуал. Расслабьтесь, вы не на экзамене. Старайтесь не концентрироваться на своем жесте, просто смотрите собеседнику в глаза и вежливо улыбайтесь. Постарайтесь хотя бы на время контакта почувствовать к человеку напротив симпатию, иначе ваша неуверенность и негативные ощущения передадутся ему и впечатление будет безнадежно испорчено.
Мелкие, но необходимые ритуалы, в том числе и невербальные — важная часть нашей жизни. Это особенность человеческой психологии — упорядочивать с их помощью окружающий мир, вносить ясность и конкретику в отношения между людьми. Если хорошо знать и умело пользоваться невербальными средствами общения, можно достичь очень многого.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».