Нет, я не хочу сказать, что всем правит произвол или что только льстецы, тешащие тщеславие руководителей, получают повышение. Новое назначение предсказать совершенно невозможно, поскольку в каждом случае существуют свои причины. Повторяются только мифы и заблуждения, связанные с должностными перемещениями, поэтому люди так часто оказываются обмануты в своих ожиданиях.
Первое заблуждение: Месту нужно соответствовать
В недалеком прошлом действительно так и было: на должность искали самого компетентного сотрудника. Всем хотелось заполучить умную голову. В суматошном третьем тысячелетии законы изменились. Теперь, не найдя нужного кандидата, должность просто ликвидируют. Сегодня совершенно другая логика определяет новые назначения. Не человека подбирают для конкретного места, а должность создается под определенного сотрудника.
Опыт руководителя заставляет меня приветствовать эту тенденцию. В нашей компании принято решать кадровые вопросы именно таким способом.
Мне трудно представить, что на освободившуюся должность назначат человека, обладающего такими же качествами, как и его предшественник (исключение составляют только низшие позиции, предполагающие неизменный набор навыков). Как правило, нет ни предшественника, ни увольнения, ни вакансии. Новое назначение обусловлено следующими причинами:
1) компания развивается;
2) в поле зрения руководства появляется сотрудник, способный выполнять более сложные задачи;
3) создается новая должность, предполагающая расширение спектра обязанностей.
Иногда новое назначение абсолютно не связано с прежней работой сотрудника. Его даже нельзя назвать повышением, скорее, новой профессией. В современных динамичных организациях достойных людей не переводят на чьи-то места, а создают для них новые. Это нужно понять для своей же собственной пользы. Надеяться на вакантное место наверху равносильно ожиданию поезда, который отменили.
Второе заблуждение: Должность достается самому достойному
В компаниях любят подчеркивать равноправие всех претендентов на новую должность. В действительности же за каждым кадровым решением стоит личная симпатия. Такова человеческая природа.
Семейный бизнес всегда возглавит сын, дочь, племянник или двоюродный брат. Начальник будет продвигать своего протеже, наставник вспомнит о подопечном. Даже в отсутствии тесных личных отношений у руководителя все равно найдутся фавориты. Начальник будет благоволить тем, с кем раньше работал или кому покровительствует высшее руководство. При кадровых перемещениях кто-то всегда будет иметь преимущество. Предположим, вы претендуете на новую должность одновременно с другими кандидатами. Если вы не уверены в своем превосходстве, значит, вам не стоит на него рассчитывать.
Третье заблуждение: Руководители симпатизируют тем, кто на них похож
Для подобного утверждения есть некоторые основания. Начальники действительно принимают на работу, а потом продвигают тех людей, которые на них похожи. Сходство касается не только образования или профессиональных интересов. Черты характера, манера одеваться и разговаривать также становятся причиной симпатии. Тем не менее дальновидные руководители осознают, что для пользы дела следует разнообразить кадровый состав: профессиональные качества сотрудников должны быть разными. Если все отделы заполнить клонами, у компании будут вполне предсказуемые проблемы в перспективе.
Рассчитывая получить более высокую должность исключительно благодаря сходству с шефом, вы можете потерпеть неудачу, и коллеги, марширующие под другую музыку, оставят вас позади.
Четвертое заблуждение: хороших работников всегда поощряют
Без сомнения, отличная работа должна быть вознаграждена, но, к сожалению, действительность свидетельствует об обратном. Вряд ли некомпетентность или предвзятость руководства тому причиной. Не поощряя высокопрофессиональных сотрудников, компании вредят себе.
Однако не все так просто, и зачастую на кадровые решения влияют самые разные обстоятельства. Мне доводилось откладывать назначения из-за того, что слишком сложно найти равноценную замену. Иногда назначение проводилось потому, что кто-то оказывался под рукой (скажем, происходило слияние отделов, завершался какой-нибудь проект и освобождались ценные кадры).
Каждый случай неповторим. Всегда надо учитывать субъективные факторы. Полагаясь только на профессиональные качества, можно переоценить свои возможности и ошибиться в прогнозах карьеры.
Пятое заблуждение: хорошо любое назначение
С таким утверждением нельзя согласиться. Ведь должность, не соответствующая качествам человека, пагубно скажется на карьере. Существует опасность не сработаться с новым окружением. К тому же вам может достаться участок, на котором ваши предшественники потерпели поражение. Почему вы уверены, что будете более удачливы? Какие меры предпримете, чтобы избежать провала?
Да и работа в тиши кабинета вряд ли будет считаться удачным перемещением, если раньше вы активно общались с клиентами и конкурентами. Теперь вы наверняка утратите деловую хватку. Минусы можно перечислять и дальше. Думаю, суть и так понятна. Получая очередное повышение, помните поговорку: когда боги хотят наказать нас, они исполняют наши желания.
Опанування технік саморегуляції, пошук власних ресурсів для відновлення енергії стають справжнім викликом сьогодення. Розвиток таких навичок є критично важливим скілом для підтримки ментального здоров’я. Ми підібрали для вас дієві поради, як підтримати працівників під час кризи.
Робота HR-спеціаліста містить чимало викликів. Трапляється так, що кандидат технічно підкований на всі сто, але із soft skills спостерігаються проблеми. Що треба знати досвідченому HR-фахівцю, щоб коректно відмовити кандидату?
Кандидати не люблять виконувати тестові завдання, факт. Цьому є цілком логічне пояснення: банально витрачений час. Якщо не візьмуть на роботу, цей час буде змарновано. Тож давайте розберемося, тестові завдання це все-таки перевірка здібностей чи безкоштовна праця на недобросовісного роботодавця?
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.