Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. Жизнь в коллективе

Хороший родственник - плохой сотрудник

11 сентября 2009 406

Один из безусловных плюсов - с братом или сестрой можно быть предельно честным. Правда, с дальними родственниками это уже не так просто. В отношениях с ними многих часто подстерегает соблазн апеллировать к авторитету других родственников, не имеющих отношения к совместной работе. Например - пожаловаться тёте на кузена-начальника. Звучит в теории, может, и смешно, но на практике расстраивает деловые отношения «на раз».

Зато между братьями и сёстрами зачастую возникает неоправданно жёсткая конкуренция. Младшие стремятся доказать старшим, что и они чего-то стоят, а старшие - удержать позиции первенства, которым они привыкли пользоваться в отношении с «малышнёй». Если дух соревнования не выходит за рамки конструктивного, это даже полезно: повышает эффективность каждого и приносит пользу всему предприятию. Но если отношения между братьями и сёстрами превращаются во враждебные, родственников лучше «развести по разным углам».

Появление в одной компании родственников-сотрудников создаёт необычную ситуацию, при которой семейные и социальные роли как бы пересекаются. Родственникам-коллегам трудно избежать соблазна затеять «игру», напоминающую «дочки-матери», а главное - втянуть в неё окружающих. Например, устраивать «семейные разборки», водя друг друга на суд к начальнику или коллегам. От последних ожидается, что в этой игре они сыграют роль «родителей». К сожалению, выйти из этой игры довольно сложно. Если вы хоть раз согласились выступить в роли судьи в споре родственников - ждите, что победившая сторона будет ещё не раз к вам обращаться, а проигравшая запишет вас в список врагов.

Самое противоречивое явление - родственники начальников. Редко когда от них ждут компетентности и полной отдачи. Как правило, младшие сёстры и братья босса превращаются в головную боль его подчинённых. В лучшем случае в офисе появляется просто лишний совершенно бесполезный сотрудник. В худшем - весь офис буквально «стоит на ушах», делая за этого сотрудника всю работу (чтобы не пострадала отчётность) и стараясь держать язык за зубами (чтобы, не дай бог, не сказать о начальстве лишнего).

Пожалуй, стоит сто раз подумать, прежде чем пытаться «пристроить» на собственную работу родственника - в качестве коллеги или подчинённого. Советы вроде «убедитесь, что ваш родственник осознаёт, что к нему не будет особого отношения», как правило, не работают: «особые отношения» между родственниками существуют по умолчанию. Это родственные отношения.

О том, что родственников на работу лучше не брать, говорят и эксперты. Например, Виктория Казанцева, директор по персоналу медиа-холдинга «Актион-медиа», никогда не брала на работу родственников или друзей тех, кто уже работает в компании: «Кстати, это одно из условий моего пребывания в этой должности на данном предприятии. Я никогда не беру людей по рекомендациям, только на общих основаниях. Я ведь несу ответственность за работу предприятия и, соответственно, каждого его участка. А наличие родственников среди сотрудников компании рано или поздно может вылиться в какие-нибудь проблемы».

Виктория Казанцева признаётся, что приходилось увольнять сотрудников-родственников. По её мнению, основная проблема, которую создают родственники - поблажки. Поэтому если родственники или друзья работают в одной компании, но в разных подразделениях и не связаны ни функционально, ни документально - ничего страшного в этом нет. А вот если родственники работают вместе или, не дай бог, один - в прямом подчинении другого, это может плохо кончиться. Она вспоминает и такую историю: «В моей практике был случай - брат был подчинённым сестры. К сожалению, это было скрыто, узнали об этом поздно, но мальчик работал хорошо, поэтому сестре просто сделали предупреждение. В итоге она сама его выгнала». Сестра в своём стремлении не давать никаких поблажек брату просто переборщила, драла с несчастного подчинённого три шкуры.

«Родственники удобны, когда предприятие находится на стадии развития, становления, - говорит Виктория Казанцева. - Когда семейная корпоративная культура, когда на родственника можно навесить столько, что он будет работать за 5 рублей в неделю, нести несколько должностей, перерабатывать и максимально помогать. Но когда предприятие выходит на качественно иной уровень, родственники начинают ожидать качественно иного отношения к себе - например, повышения зарплаты. Даже в том случае, если сами они не выросли».

Владлена Куляшова, директор по персоналу компании Kelly Services, менее категорична в суждениях: «Многое зависит от корпоративной политики компании. Есть компании, в которых не обращают никакого внимания на родственные связи сотрудников, а есть компании, в которых родственники не должны находиться в прямом подчинении друг у друга или, если два человека создают семью, один из них должен покинуть компанию. Напрямую это чаще всего не прописано - это ущемление прав человека, - но в том или ином виде подобные негласные правила существуют.

Но иногда это вносит определённый положительный настрой в работу - люди работают в привычном окружении, со своими друзьями. Когда коллеги создают семьи - это в какой-то мере мотивирует, люди с большим удовольствием приходят на работу. Появляется интерес, некое возбуждение, excitement.

С другой стороны, я видела много людей, которые создавали семьи, потом по каким-либо причинам расставались, и это крайне негативно влияло на рабочий процесс. Например, обиженные бывшие супруги перестают общаться друг с другом. При этом номинально их функции зависят друг от друга».

Несмотря на все плюсы родственных связей - отличное взаимопонимание, честность, давняя дружба - минусы, которыми чревато появление в коллективе коллег-родственников, способны свести на нет все ваши достижения. Так что если кто-либо из родственников просит вас «пристроить» его в вашу компанию - лучше честно откажитесь. Или, по крайней мере, добейтесь, чтобы родственник работал в другом подразделении, желательно - никак не связанном с вашим. И главное: честно предупредите директора по персоналу. Зачем вам всем лишние проблемы?

Читайте также
  • Замечания работодателей к резюме соискателей24 Апрель, 2017

    Резюме является визитной карточкой любого соискателя. С изучения резюме начинается знакомство работодателя с соискателем. Чтобы это первое впечатление было положительным, очень важно приложить максимум усилий, чтобы грамотно и правильно оформить резюме. Так как работодателям, менеджерам по персоналу и HR-менеджерам часто приходится изучать резюме соискателей, именно они могут дать компетентный взгляд на ошибки, которые допускают в резюме соискатели.

  • Украинским пенсионерам запрещают совмещать доходы зарплат и пенсий24 Апрель, 2017

    После грядущей пенсионной реформы, украинцы не смогут совмещать работу с зарплатой вместе с получением законной пенсии.

  • Работа мечты - работа в Google?21 Апрель, 2017

    Просто Google!

  • Украинские пенсии: все очень сложно20 Апрель, 2017

    Начиная с 1.10.2017, правительство планирует провести очередное выравнивание пенсий, предварительно увеличив их на 10,1% в мае и этого года.

  • Соискатели игнорируют собеседования19 Апрель, 2017

    Наверняка, вам, как работодателю, приходилось наблюдать отказы соискателей от собеседования. В среднем, на пять собеседований приходится два отказа соискателей. Разрабатывая график собеседований, работодатель должен быть готов от отказа соискателей. Многие из них даже не удосуживаются сообщить об этом работодателей.

    Игнорирование соискателей собеседования встречается все чаще. Но это не значит, что работодатель или компания что-то делают не так, наоборот это вполне объяснимый и понятный процесс, причины которого самого разные. Сегодня мы рассмотрим большинство из них.

↑ Наверх