UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Все про роботу
  4. На роботі
  5. Как управлять творческим коллективом?

Как управлять творческим коллективом?

29.02.2012 948

Для любой компании, чьим основным ресурсом являются творческие работники, очень важно постоянно сохранять свой ключевой нематериальный актив в максимально работоспособном состоянии. Однако добиться этого очень непросто – управление креативной деятельностью требует высокого профессионализма, ведь творческие люди – особая каста подчиненных, к которым необходим своеобразный подход.

Роль творческого авторитета

О работниках творческих специальностей ходят слухи, что они едва ли управляемы, недисциплинированны, работают по настроению и не выносят критики. Слухи эти лишь отчасти правдивы. На самом деле творческими работниками, конечно же, можно управлять. Очень трудно организовать рабочий процесс нескольких творческих людей, а если уж речь идёт о целом отделе и компании, то руководитель должен быть воплощением таких «трудносочетаемых» квалификаций, как администратор, психолог, стратег.

В то же время, для того чтобы быть лидером творческого коллектива, руководитель должен обладать творческим авторитетом. Помимо этого немаловажного психологического момента в успешном построении иерархии отношений внутри коллектива, которое будет основано на профессиональном уважении заслуг лидера, есть еще один плюс – возможность выработать верный управленческий подход, создать комфортную обстановку внутри коллектива и стимулировать работников к творчеству. Профессионализм руководителя в этом случае будет определяться двумя ключевыми способностями: умением преобразовывать творческую энергию в созидательную и возможностью идентифицировать отдельных работников, которые к этим преобразованиям готовы.

Темная сторона творчества

По моим наблюдениям, творчество – это в основном удел ленивых и безвольных людей. Звучит достаточно парадоксально, но я попытаюсь объяснить, что кроется за этим наблюдением. На мой взгляд, творчество – это та работа, которая требует наименьшее количество затрат энергии: люди просто занимаются любимым делом и в этом процессе отвыкают от выполнения нетворческой, но не менее важной работы. Почему у многих творческих людей отсутствует пунктуальность и дисциплина, и при этом в избытке присутствует беспорядок как минимум на рабочем месте. Да просто потому, что не хватает энергии и силы воли собраться.

Еще на заре цивилизации гедонизм был главным вероисповеданием творческой богемы. Сегодня огромное количество талантливых людей находится в андеграунде: художники, музыканты, писатели, актёры. Высот шоу-бизнеса достигают лишь единицы, и это отнюдь не лентяи.

У меня, например, есть музыкальный талант, я без зазрения совести могу сказать, что очень хорошо играю на фортепиано, сочиняю музыку и когда-то экстерном окончил музыкальную школу. Тем не менее я не музыкант, потому что на тот момент у меня не хватило силы воли развивать этот талант. Как бы нам это не нравилось, но жизнь такова, что именно наличие воли или степень ее присутствия, а вовсе не IQ и уровень таланта, чаще всего позволяют добиться успеха. Творчество и производственный процесс нужно совмещать. Самодисциплина требует значительных энергетических затрат, ведь работа над собой, и я уверен, что со мной многие согласятся, зачастую самая трудная.

Залог успеха

Творчество само по себе справедливо ассоциируется с самовыражением автора. Во многих религиях закапывание таланта в землю (кстати, этот афоризм пришел в наш обиход из Евангелия) считается грехом. Творческие скитания приводят зачастую в никуда, мне известны примеры, когда очень талантливые и умные люди не достигали успеха к тридцати и сорока годам. Такие люди переживают глубочайшие психологические кризисы из-за своего нереализованного потенциала, но тем не менее выводов никаких не делают, либо просто не могут взять себя в руки.

Сам по себе талантливый человек не может достигнуть успеха, не прилагая никаких усилий. Самые успешные творческие люди – это те, которые находят в себе силы к самодисциплинированию. Если взять, к примеру, рекламный бизнес, то такие люди, как правило, умеют и любят работать, становятся настоящими профессионалами, делают успешную карьеру, зарабатывают деньги для себя и компании, получая при этом удовольствие не только от процесса созидания.

Одна из главных задач руководителя – умение объяснить подчиненному и постоянно демонстрировать на собственном примере эти прописные истины. Порой такое наставничество оказывается самой существенной мотивацией коллектива.
На службе бизнеса

Ответственность и дисциплинированность в таком коллективе – очень размытые качества. Управлять творческими людьми – всё равно, что управлять хаосом, однако при правильном подходе и его можно упорядочить. Есть несколько способов эффективного управления такими сотрудниками.

Первый и наиболее распространенный – создание максимально комфортной обстановки для работы: дружелюбный коллектив, относительно гибкий график работы плюс почти что безграничная лояльность руководства. Способ этот достаточно спорный, так как подобные условия могут еще и излишне расслаблять сотрудников.

Второй метод – всем известные кнуты и пряники. И поскольку творцы по отношению к кнуту очень ранимые, возникает риск текучки кадров. Это проблема многих рекламных агентств и веб-студий, слабые люди там не задерживаются, а костяк творческой команды постепенно отфильтровывается в большом потоке текучки. Таким образом, в процессе естественного отбора в компании остаются самые стойкие люди – те, кто выбирают работу и профессиональный рост, а значит, работают над крупными новаторскими проектами, побеждают на профессиональных конкурсах, получают заслуженное уважение и признание клиентов и профессионального сообщества.

Отдельного внимания заслуживают так называемые звездные сотрудники, у которых после нескольких удачных шумных проектов начинается синдром выигравшего в лотерею. Я сам пережил звездную болезнь в самом начале карьеры, отказывался от «неинтересных» проектов, отказывался вносить правки в дизайн, так как считал, что нет таких людей, которые имеют право корректировать мою работу. В итоге самым главным пострадавшим от моего больного эго был я сам.

Звездные сотрудники крайне нестабильны, на них нельзя положиться, мало того, что они капризны, такие сотрудники могут стать настоящей угрозой для бизнеса, поскольку рисков гораздо больше, чем плюсов в таком сотрудничестве. Например, вы поручаете ответственное задание такому работнику и ждете от него по его звездным возможностям, а у него случается депрессия, вдохновение покинуло его, он капризничает и рискует сорвать сроки. В этом случае у руководителя есть возможность попасть в рабство, потому что на этом этапе он не сможет уволить звезду или перепоручить задание, он будет вынужден мириться с подобными капризами, которые рано или поздно начнут в лучшем случае разлагать дисциплину в коллективе, в худшем – портить отношения с заказчиком. Я всегда предпочту просто хорошего дизайнера звезде, даже если его профессиональный уровень ниже.

Творчество очень трудно поддается регламентации и оценкам, поэтому оптимальный способ – опираться на объективность и практичность, некоторые из этих критериев обычно закрепляются во внутренней документации – брифе и техническом задании. Хорошего программиста отличает знание языков и умение их грамотно использовать, дизайнера, так же как и музыканта, отличает прежде всего отработанная техника.

Читайте також

  • Що запитати в кандидата, щоб отримати його «так»?17 лютий, 2025

    Знайти ідеального працівника на важливу посаду не так уже й складно. А от переконати його пристати на вашу пропозицію — ще той квест. В цій статті вчимося ставити правильні, коректні питання кандидату, щоб він погодився на вашу пропозицію.

  • Чому ми полишаємо вивчення англійської на пів дорозі?14 лютий, 2025

    Ох уже ця англійська! Куди не глянь, в сучасному світі без неї не обійтися. І поки друзі та колеги вільно — чи майже вільно — знають цю прекрасну мову, ви ніяк не зберетеся її вивчити. Знайомо? Якщо так, Jobs.ua пропонує розглянути найпоширеніші проблеми, чому ми кидаємо вчити англійську на пів дорозі.

  • Ключові тренди на робочому місці, які формуватимуть 2025 рік12 лютий, 2025

    Світовий ринок праці намагається встигати за новітніми трендами, хоча в наш час все змінюється з блискавичною швидкістю. Та все ж спробуємо окреслити ключові тренди 2025-го року, які впливатимуть на робочі місця в усіх куточках світу.

  • Бізнес, творчість, штучний інтелект: вчимося зараз, щоб потім не відставати10 лютий, 2025

    Працюєте на творчій ниві і переживаєте за те, як ШІ змінить «баланс сил» у вашій професії? Продаєте товари чи послуги і хочете оптимізувати бізнес процеси з використанням штучного інтелекту? З’ясуємо, як «подружитися» з АІ, щоб не відстати в майбутньому від своїх конкурентів.

  • Що не забути взяти на навчання за кордоном? 9 лютий, 2025

    Нещодавно ми писали, як обрати навчання в магістратурі за кордоном. Сьогодні пропонуємо вашій увазі топову підбірку нагадувань, що взяти з собою, якщо плануєте навчатися в іншій країні.


Часто шукають

↑ Вгору