Психологические типы сотрудников
7.12.2007 195 Кому из нас не знакомо чувство растерянности, когда не удается установить контакт с некоторыми коллегами? И мы начинаем искать причины: анализируем свое поведение в отношении сотрудника, присматриваемся к его реакциям и положению в коллективе.
Однако в успешном взаимодействии с коллегами важны не частности, а знание психологических особенностей типов личности людей. Самая известная с древних времен классификация, основывается на динамических особенностях личности и представляет собой четыре типа темперамента людей: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Темперамент заложен в каждом из нас генетически, поэтому не стоит удивляться бурным проявлениям эмоций и радости сангвиника, как и огорчаться некоторой враждебности и резкости холерика. Обычно люди плохо воспринимают противоположности: степенному флегматику порой сложно понять легко переключаемого, общительного сангвиника.
Специалисты отмечают, что существует много параметров, по которым можно провести классификацию типов сотрудников.
Одним из самых важных критериев в типологии принято считать характер человека. Характер – это совокупность психических особенностей, свойств личности. Окончательно он формируется как результат взаимодействия с другими людьми, окружающей средой. В зависимости от того, какие черты характера являются доминирующими, выделяют следующие типы людей:
1. Сверхактивные. Такие сотрудники отличаются большой энергичностью, активностью, стремлением к лидерству, риску, авантюрам. Обычно они склонны переоценивать свои возможности, не реагируют на замечания и не следуют ничьим советам.
Коллег привлекает их оптимизм, жажда деятельности, инициативность. Но в работе они не всегда пунктуальны, обязательны, слабо воспринимают правила работы в «команде».
2. Дистимичные (склонные к расстройствам настроения). Часто ими бывают меланхолики. Эти люди – обладатели постоянно пониженного настроения, обусловленного пессимистичным взглядом на мир, замкнутые, малообщительные. Почти всегда такие сотрудники выбирают в друзья людей, которые уделяют им особое, повышенное внимание. Привязанности у них глубокие, они склонны подчиняться своим влиятельным друзьям-коллегам. Обычно таких сотрудников уважают за высокую нравственность, справедливость, чувство долга. Сложности возникают, если в работе требуется подвижность, налаживание широких контактов. Не всегда хорошо работать с таким сотрудником в паре, если работа требует быстрых решений, мгновенной реакции.
3. Циклоидные. Этому типу людей присущи смены спадов и подъемов настроения. Такой тип характера часто встречается у холериков. Циклоидность делает общение с таким человеком слабо прогнозируемым, непредсказуемым.
4. Эмотивные (эмоционально-чувствительные). Характер у этих людей отличается повышенной чувствительностью, ранимостью и впечатлительностью. Такие сотрудники не станут выплескивать свои обиды, а постараются скрыть свое истинное настроение. В большинстве своем, эти люди – альтруисты, обладающие высокой способностью сочувствовать и сопереживать. Высокое чувство долга делает их ответственными и надежными работниками, однако, они плохо «держат удар», поскольку все неурядицы воспринимают слишком серьезно.
Издание "Работа+Карьера"