До перестройки я работала в проектно-конструкторской организации, где занималась разработкой приборов для авиационных испытаний. Работа нравилась и я надеялась, что уйду на пенсию именно с этого предприятия, хотя до заслуженного отдыха оставалось целых двадцать лет.
Когда пришла пора глобальных перемен, наша организация, как и многие другие, стала медленно коллапсировать, как бы раздумывая, прекратить существование или еще побороться за место под солнцем. Зарплата семимильными шагами приблизилась к миллионам, а товары на полках быстро стали понятием абстрактным.
В эти нестабильные времена при очередном сокращении я пополнила ряды многочисленных соискателей рабочих мест. Мне не было и сорока, когда работодатели, кстати, одних со мной лет, привычно отказывали в трудоустройстве по причине «преклонного» возраста.
Нужны были 25-летние сотрудники, с опытом работы. Мое некогда считавшееся престижным образование, тоже не вызывало интереса. Директора туманно советовали почувствовать ветер перемен и приобрести новую специальность.
Я совсем уже отчаялась найти подходящую работу, пока однажды не попала на прием к юристу. Женщина дала мне замечательный совет, который она сформулировала так: «Вот вы обижаетесь и тратите нервы на переживания по поводу отказов. А вы постарайтесь извлечь полезное из любой информации, касающейся работы. Сделайте анализ и выводы после каждого визита к работодателю».
Вскоре я вполне благополучно обосновалась на новом рабочем месте, причем руководитель сам несколько раз звонил мне домой, приглашая работать под его началом. Какое-то время я находила удовольствие от стабильности положения и дружеской атмосферы в компании. Но у меня нет данных для скрупулезной, бумажной работы. Однообразие и необходимость отсиживать рабочие часы, даже когда нет текущих дел, постепенно заставили задуматься о новом занятии.
Однажды в нашей компании потребовался специалист для набора компьютерных текстов, и я решила попробовать. Но первые дни едва не отбили охоту к этому занятию навсегда. Основная трудность была в том, что у меня не было ни малейшей практики работы. Тексты на английском языке и громоздкие формулы с символами к концу дня сливались на экране сплошным пятном. Так прошло несколько дней, после которых я решила: иду на компьютерные курсы.
Основную часть аудитории слушателей-учеников составляли молодые люди, а занятия вел преподаватель, лет 25. Ему я благодарна до сих пор – все неудачи он объяснял отсутствием навыков и внушал уверенность, что все обязательно получится. После окончания курсов я довольно быстро нашла подходящее место, где скорость набора текста и возраст не имели принципиального значения.
За время, в течение которого пришлось перестраиваться вместе со страной, у меня выработалась привычка – искать подработку. В начале это было вызвано мотивами материального плана, а потом появилось желание найти занятие по душе. Возраст между 40 и 50-ю не самое лучшее время для начинаний, но сидеть сложа руки – путь тупиковый.
Поначалу я искала работу простую, наивно полагая, что мой возраст не будет иметь принципиального значения. Но не тут то было. К примеру, в работе по уборке квартир (себя в этом деле нескромно считаю специалистом высокого класса) мне отказали с первых фраз – не подходила по возрасту! Придирчиво интересовались датой рождения и молодые родители, у которых я собиралась учить детей. Подходящими оказались мои анкетные данные лишь для ухода за пожилыми людьми, но условия работы (без выходных и за минимальную плату) не годились уже для меня самой.
Однажды одна из сотрудниц принесла рефераты, которые надо было срочно сдать ее сыну за институтский семестр. И я взялась помочь. Причем, мне удалось получить удовольствие от самого процесса работы: я познакомилась с социологией, изучила ряд философских статей и даже выработала собственный взгляд на некоторые вопросы. Лиха беда начало.
Быстро появились новые связи, и через некоторое время я занялась коррекцией текстов исторической и философской литературы для издательств. Работа нравилась настолько, что я просиживала за текстами все свободное время, а домашние иногда не могли пробиться к компьютеру целый день.
Выводы напрашиваются сами: солидные года, которые для работы «не богатство» безусловно, сужают круг поисков и вносят свои минусы. Но в то же время, существуют веяния времени, даже можно сказать, мода на востребованный работодателями возрастной ценз, и не всегда надо пассивно с этим соглашаться. У каждого есть право на труд независимо от пола, возраста и других отличительных признаков.
Опанування технік саморегуляції, пошук власних ресурсів для відновлення енергії стають справжнім викликом сьогодення. Розвиток таких навичок є критично важливим скілом для підтримки ментального здоров’я. Ми підібрали для вас дієві поради, як підтримати працівників під час кризи.
Робота HR-спеціаліста містить чимало викликів. Трапляється так, що кандидат технічно підкований на всі сто, але із soft skills спостерігаються проблеми. Що треба знати досвідченому HR-фахівцю, щоб коректно відмовити кандидату?
Кандидати не люблять виконувати тестові завдання, факт. Цьому є цілком логічне пояснення: банально витрачений час. Якщо не візьмуть на роботу, цей час буде змарновано. Тож давайте розберемося, тестові завдання це все-таки перевірка здібностей чи безкоштовна праця на недобросовісного роботодавця?
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.