Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. На работе

Все свои, или Плюсы и минусы найма родственников

19 июня 2012 1488
Привлечение в бизнес родственников и знакомых для Украины не редкость. Часто родственники заняты в семейном деле с момента его основания. Причем семейные назначения присутствуют не только в малом и среднем бизнесе.

К примеру, сын Рината Ахметова — Дамир Ахметов вошел в состав наблюдательного совета Метинвеста. А дочь президента клорпорации УкрАвто Тариела Васадзе — Нина Васадзе была назначена гендиректором компании Фалькон-Авто, входящей в структуру корпорации. На этом посту Нина сменила своего брата — Вахтанга Васадзе, который в свою очередь был назначен заместителем председателя правления по продаже автомобилей и развитию дилерской сети УкрАвто.

Представители украинских инвесткомпаний рассказали об основных преимуществах и рисках найма родственников.

Плюсы семейного подряда

Единство и сплоченность команды, в которой присутствуют родственные связи, значительно выше. Близкие люди сильно переживают за успех твоего дела, поэтому вся команда волей-неволей будет работать на один результат.

К сожалению, такое наблюдается чаще в тех случаях, когда семейный бизнес строится с «нуля», да и то только в самом начале его становления, пока все работают на равных. Когда кто-то выбивается в лидеры, начинается неосознанное перетягивание одеяла на себя, тем не менее, есть и примеры успешного ведения семейного бизнеса.

Все зависит от истории создания компании. Если она создавалась как семейный бизнес, то совершенно очевидно, что топ-менеджмент будет состоять из родственников, как, например, компания Мрия: родители создали компанию, в которую затем пришли их сыновья. Сейчас это один из самых успешных бизнесов в Украине.

Родственные риски

Однако прием родственников на работу может повлечь за собой целый ряд неудобств. К примеру, указать на недостатки работы гораздо проще постореннему наемному работнику, поскольку родственники в таких случаях принимают все близко к сердцу, могут обидеться. Бытует мнение, что, когда чувствуешь поддержку свыше в лице папы, дяди или кого-то другого из числа близких людей, то работаешь не в полную силу, спустя рукава.

Среди коллег может сложиться (иногда субъективное) мнение о вседозволенности в действиях для такого сотрудника. Хотя в конечном счете качество работы зависит от него самого. Каждый из нас личность, в каждом из нас сознательность либо присутствует, либо нет. И если человек несерьезно относится к работе, над ним нужен постоянный контроль, то неважно, кто будет у него руководителем, сознательности и самостоятельности в работе ему это не прибавит.

Многие компании в Украине построены по западным стандартам, согласно которым родственные связи между сотрудниками не приветствуются. И в целом приходится признать, что такие компании эффективнее.

С чем это связано? Во-первых, с тем, что родственники высокопоставленных руководителей далеко не всегда отличаются высоким профессионализмом, а заменить их на профессионалов порой очень тяжело. Их просто не дают уволить или перевести на другую работу. Примеры таких компаний, в которых процветает кумовство, на украинском рынке имеются.

В результате в компании может нарушиться система мотивации на уровне топ-менеджмента. Бывает, что такой родственник руководителя, будучи не на своем месте, чувствует себя слишком самоуверенно и конфликтует с другими сотрудниками, ограничивает их карьерный рост. Тогда часто теряются ценные кадры — люди попросту уходят в другие компании, к конкурентам. Естественно, это отражается на эффективности компаний и может привести даже к банкротству.

Брать или не брать

Бытует мнение, что родственники, будучи заинтересованными лицами, потенциально безопаснее для компании в непростые времена. Однако такое решение нецелесообразно. Лучше иметь хорошую службу безопасности и разбираться в людях, прежде, чем принимать их на работу.

Чтобы избежать негативных последствий семейного подряда, при приеме на работу родственники должны проходить те же процедуры, что и другие кандидаты — все этапы собеседований, профессиональные и личностные тестирования, если таковые применяются в компании, и т. д. Также важно заранее обсудить с родственниками принципы работы, чтобы не возникало недоразумений в дальнейшем.

Руководителю при приеме на работу людей из своего близкого окружения (родственники, друзья, хорошие знакомые) необходимо взвесить все «за» и «против», подумать, сможет ли он сохранить хорошие отношения с этим человеком в случае, если возникнут конфликты и противоречия, смогут ли не переносить личные отношения на рабочие, и наоборот.

Результат работы компании и ее сотрудников, даже если они родственники, зависит в первую очередь от руководителя. Грамотный руководитель не будет потакать прихотям своих родственников, вовремя тактично укажет на ошибки в работе. Главное договориться обо всем «на берегу».


Читайте также
  • Работа мечты - работа в Google?21 Апрель, 2017

    Просто Google!

  • Украинские пенсии: все очень сложно20 Апрель, 2017

    Начиная с 1.10.2017, правительство планирует провести очередное выравнивание пенсий, предварительно увеличив их на 10,1% в мае и этого года.

  • Соискатели игнорируют собеседования19 Апрель, 2017

    Наверняка, вам, как работодателю, приходилось наблюдать отказы соискателей от собеседования. В среднем, на пять собеседований приходится два отказа соискателей. Разрабатывая график собеседований, работодатель должен быть готов от отказа соискателей. Многие из них даже не удосуживаются сообщить об этом работодателей.

    Игнорирование соискателей собеседования встречается все чаще. Но это не значит, что работодатель или компания что-то делают не так, наоборот это вполне объяснимый и понятный процесс, причины которого самого разные. Сегодня мы рассмотрим большинство из них.

  • Украина правовая: "солу" лучше не звонить...19 Апрель, 2017

    Украинский рынок труда, а особенно, его столичный сектор, неожиданно взорвался бумом «получения адвокатских лицензий»

  • Совещания и как из них получить результат18 Апрель, 2017

    Одним из видов делового общения, целью которого является практическое решение проблем коллективного значения является совещание. Обстановка такой деловой беседы сотрудников на производстве сугубо конфиденциальна и ведется строгая фиксация всего сказанного и рассматриваемых вопросов. Именно поэтому список рассматриваемых вопросов выносится заранее и определяются выступающие.

↑ Наверх